- О КОМПАНИИ
- УСЛУГИ
- РЕШЕНИЯ
- ОТРАСЛИ
- Отрасли
- Банки и финансовые институты
- Государственные органы и национальные компании
- Добывающая и перерабатывающая промышленность
- Легкая и пищевая промышленность
- Масс-медиа и реклама
- Металлургия и химическая промышленность
- Нефть и газ
- Розничная, оптовая торговля и дистрибуция
- Строительство и недвижимость
- Телекоммуникации и ИТ
- Холдинги и управляющие компании
- Электроэнергетика
- Отрасли
- СТАТЬИ И КНИГИ
6. Перспектива финансов
Перспектива финансов для организаций госсектора является скорее необходимостью и в некоторой степени даже принуждением, поскольку она рассматривается как система мониторинга за расходованием средств.
В данном случае эффективность деятельности измеряется не тем, насколько фактические затраты отклонились от показателей, запланированные в бюджете, а тем, насколько деятельность данных организаций отвечает ожиданиям граждан.
Финансовый аспект не должен быть первичной целью деятельности подобных организаций. Финансы являются лишь вспомогательным элементом, способствующим осуществлению поставленной миссии.
Перспектива финансов должна отражать общие расходы, которые несет организация, во-первых, для обеспечения своей деятельности, а во-вторых, те затраты, которые осуществляются в процессе выполнения миссии организации и которые несут граждане и другие организации. Государственная организация должна стремиться минимизировать и те, и другие затраты.
Инвестирование средств в проекты, разработанные госструктурами, является, как правило, более долгосрочным, не всегда ориентированным на получение быстрого социального и, тем более, экономического эффекта, поскольку значительная часть социальных показателей становится заметной по мере изменений в самом обществе; например, снижение уровня подростковой преступности лишь через несколько десятилетий отразится на таких показателях, как темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) или демографическая ситуация и ее динамика.
В отличие от частного предпринимателя, руководитель государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с угрозой разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтобы максимизировать разницу между затратами возглавляемой им структурой (оплатой работников и служащих, расходами на сырье, материалы и энергоносители и т.д.) и результатами ее деятельности. Напротив, предпосылкой «выживания» государственных структур часто является именно наличие огромных штатов и большого бюджетного финансирования: чем крупнее структура, тем труднее государству ее реорганизовать или ликвидировать. Поэтому расширение, а не экономическая эффективность или удовлетворение потребностей общества является главным мотивом деятельности государственных структур.
В рамках перспективы финансов также рассматривается создание стоимости социальных благ, которые появляются в результате деятельности организации. На практике очень трудным бывает определить финансовую выгоду от повышения качества образования, улучшения медицинского обслуживания, снижения количества вредных выбросов в окружающую среду. Возможными показателями результата деятельности госструктур могут быть, например, снижение уровня преступности, числа граждан, требующих социального обеспечения, повышение количества здоровых детей. Формирование и внедрение в практику политики оценочной деятельности позволит построить систему эффективного контроля социальных показателей.
Однако Сбалансированная система показателей позволяет измерить эффективность деятельности организации и достижение конечных результатов. Итоговые результаты эффективности деятельности госучреждений (отношение понесенных затрат к полученному результату) будут оценивать сами граждане, а также их выборные представители в органах законодательной власти.
Деятельность госструктур осуществляется за счет средств бюджета, а доходная часть бюджета, в свою очередь, включает в себя поступления граждан и юридических лиц в виде налоговых платежей.
Для того чтобы госструктура получала необходимые средства для своего существования, ее деятельность должна отвечать потребностям и ожиданиям клиентов, то есть законодательных органов власти и граждан.
Таким образом, в рамках перспективы финансов у организаций государственного сектора существует две основных цели: первая – это выполнение своей миссии с минимальными затратами, а вторая – это осуществление деятельности, отвечающей потребностям общества, с целью получения финансовой поддержки от органов законодательной власти.