- О КОМПАНИИ
- УСЛУГИ
- РЕШЕНИЯ
- ОТРАСЛИ
- Отрасли
- Банки и финансовые институты
- Государственные органы и национальные компании
- Добывающая и перерабатывающая промышленность
- Легкая и пищевая промышленность
- Масс-медиа и реклама
- Металлургия и химическая промышленность
- Нефть и газ
- Розничная, оптовая торговля и дистрибуция
- Строительство и недвижимость
- Телекоммуникации и ИТ
- Холдинги и управляющие компании
- Электроэнергетика
- Отрасли
- СТАТЬИ И КНИГИ
А.М. ГершунАнализ целесообразности применения системы сбалансированных показателей в госуправлении.
Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) является действенным механизмом, посредством которого возможно значительно повысить эффективность деятельности государственных структур.
Сбалансированная система показателей позволяет госструктурам:
- Выделить приоритетные потребности различных групп граждан;
- Определить, целевые мероприятия, необходимые для того, чтобы максимально эффективно выполнять свою миссию и удовлетворять потребности общества;
- Взаимоувязать вопросы финансирования государственных органов с результатами их деятельности путем внедрения системы показателей;
- Разработать адекватную систему мотивации сотрудников и увязать ее с системой оплаты труда;
На практике для повышения эффективности управления одного только внедрении системы бюджетных индикаторов недостаточно. Реформирование системы госуправления должно включать в себя различные составляющие, такие как финансирование по результатам, т.е. разработка системы финансовых индикаторов, во-вторых, улучшение качества предоставляемых услуг путем повышения профессионального уровня государственных служащих и путем оптимизации процессов создания общественных услуг.
В настоящее время ССП – одна из передовых технологий управления на Западе, в рамках которой органично сочетаются вопросы ориентации на потребности граждан, вопросы финансирования деятельности госструктур, базирующегося на результатах, а не на затратах, вопросы повышения профессионального уровня госслужащих и оптимизации процессов как внутри госструктур, так и между ними. ССП предусматривает разработку взаимосвязанных стратегических целей в рамках этих перспектив, а достижение этих целей измеряется путем определения оценочных индикаторов (показателей).
В основе Сбалансированной системы показателей для организаций государственного сектора лежит миссия организации. Именно формулирование миссии является ключевым положением в процессе разработки ССП.
Поставленная миссия должна быть основной целью деятельности организации. Примерами таких миссий могут быть снижение количества числа бедных, неграмотных, голодающих, охрана окружающей среды, охрана здоровья и безопасности жизни. Более конкретные цели в рамках перспектив должны будут служить достижению этой миссии. При формулировании миссии необходимо выделить несколько ключевых стратегических преимуществ и направлений деятельности организации, которые будут способствовать реализации миссии и выполнению стратегических задач. Точные результаты по выполнению миссии организации смогут дать специально разработанные показатели эффективности деятельности в рамках четырех перспектив (клиенты, финансы, процессы, обучение и рост). Такие показатели могут быть разработаны на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
Измерение деятельности вообще, а Сбалансированная система показателей в особенности имеют большую ценность для руководителей государственных структур в том смысле, что они побуждают делать выбор и более тщательно подходить к вопросу об определении приоритетных направлений по удовлетворению общественных потребностей, а также о формулировании миссии организации.
Подавляющее большинство усилий органов власти на практике осуществляется вдогонку происходящим событиям. Разработанные и реализованные программы имели целый ряд системных дефектов. В результате эффект от их осуществления был либо минимальным, либо, скорее отрицательным, по многим причинам, но прежде всего, в силу потери времени на выполнение запланированных, неверных идеологически и методологически мероприятий.
Отсутствие внятной, позитивной и конструктивной, качественно воздействующей на различные сферы общества, программно ориентированной политики порождает неизбежное постоянное отставание власти от формирующихся тенденций и происходящих в государстве значимых событий. Ориентация на бюджетное финансирование предопределяет формирование ее бюджета по принципу “от достигнутого”. Отсутствие перспективного мышления в политике, и особенно в социальной политике, неизбежно приводит к накоплению и преумножению социальных проблем.
При формулировке миссии необходимо четко обозначить и продумать, кто является клиентом данной организации, для кого она выполняет свою миссию, т.е. выделить целевые группы. Итоговые результаты эффективности деятельности госучреждений (отношение понесенных затрат к полученному результату) будут оценивать сами граждане, а также их выборные представители в органах законодательной власти.
Сбалансированная система показателей позволяет принципиально изменить в положительную сторону качество осуществления общественно значимых функций. Именно здесь программно-целевой подход к решению поставленных задач является востребованным и насущным. Такой подход, в том числе предусматривает скоординированную множественность усилий различных государственных ведомств.
Он также позволяет изменить принципы государственной службы. Измерителем работы становится ее конечный результат, рассчитанный заранее и измеряемый качественно и, что, пожалуй, важнее, – количественно.
Приоритеты политики, выраженные в форме разрабатываемых и реализуемых целевых программ, приобретают, таким образом, технологическое воплощение и становятся заметно более реалистичными.
Особенностью и отличительной чертой Сбалансированной системы показателей от других методик управления является наличие перспективы внутренних процессов. Данная перспектива позволяет организации определить и выделить те процессы, оптимальное выполнение которых будет способствовать более эффективному удовлетворению потребностей клиентов (граждан). Для государственных учреждений такое понятие, как эффективный процесс создания ценности является довольно непривычным. Им более свойственно выполнение своих обязанностей в рамках бюджета, не проявляя никакой инициативы по их усовершенствованию. Государственные учреждения не уделяют должного внимания вопросам эффективности не только внутренних процессов, но и внешнему взаимодействию с другими организациями.
В отличие от частного предпринимателя, руководитель государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с угрозой разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтобы максимизировать разницу между затратами возглавляемой им структурой (оплатой работников и служащих, расходами на сырье, материалы и энергоносители и т.д.) и результатами ее деятельности путем оптимизации внутренних и внешних процессов. Напротив, предпосылкой «выживания» государственных структур часто является именно наличие огромных штатов и большого бюджетного финансирования: чем крупнее структура, тем труднее государству ее реорганизовать или ликвидировать. Поэтому расширение, а не экономическая эффективность или удовлетворение потребностей общества является главным мотивом деятельности государственных структур.
Ключевой темой в рамках данной перспективы и в рамках концепции Сбалансированной системы показателей применительно к государственным структурам следует рассматривать процесс реструктуризации. Проводилось много экспериментов по реорганизации системы управления государственными структурами. Правительства пришли к выводу, что в условиях возрастания сложности, изменчивости государственного сектора, повышения требований к нему иерархические, вертикально интегрированные ведомственные структуры часто оказываются слишком жесткими и негибкими. Традиционная система государственного управления доказала свою неэффективность.
Альтернативным подходом в условиях ограниченности как финансовых, так и кадровых ресурсов является ССП, одной из составляющих которой является изменение процессов создания общественно-значимых услуг.
Этот подход подразумевает под собой пересмотрение осуществляемых функций и ролей всех участников процесса по созданию общественных услуг.
Организационная структура как внутри самих министерств и ведомств, так и между ними, не всегда гладко вписывается в желаемую классификацию направлений деятельности.
Данная тема затрагивает не только эффективность внутренних процессов в рамках одной госструктуры, но также охватывает и аспекты взаимодействия нескольких организаций по вопросам предоставления услуг гражданам.
Этот подход требует существенной проработки со стороны руководства в целях достижения наилучшего результата.
В рамках перспективы процессов возможно получить ответы на следующие вопросы:
- Отвечает ли осуществляемая госструктурой деятельность интересам и потребностям общества?
- Соответствует ли данная деятельность, а также проводимые в рамках нее мероприятия компетенции ведомства?
- Могут или должны ли отдельные программы реализовываться с привлечением частных компаний и общественных организаций?
- Достаточен ли уровень финансирования для полномасштабной реализации программы по предоставлению общественно- значимых услуг?
- Кто именно должен предоставлять эту услугу, кто сможет обеспечить наиболее эффективный процесс ее создания: государственная структура, частная компания, некоммерческая организация?
Также в рамках данной перспективы осуществляется реинжиниринг внутренних процессов, который способствует не только организационному развитию, но и значительно снижает издержки. Это достигается путем минимизации времени коммуникации, устранения дублирующих функций, совершенствования процесса раскрытия информации обществу, а также путем автоматизации внутренних процессов.
Результатом тех процессов, которые осуществляются внутри госструктур, являются услуги для общества. Данные процессы включают в себя взаимодействие технологий и людей. И именно от эффективности этого взаимодействия зависит качество предоставляемых услуг населению.
Методика реинжиниринга процессов может применяться как к деятельности госструктуры в целом, так и к отдельным процессам.
Ключевым мероприятием по достижению целей в рамках перспективы внутренних процессов является автоматизация вновь спроектированных процессов, что позволит, во-первых, разгрузить сотрудников, участвующих в тех или иных процессах и повысить эффективность их деятельность, во-вторых, сократит время, требуемое на выполнение той или иной функции.
Таким образом, достижение целей в рамках перспективы внутренних процессов самым прямым образом связано с достижением общей экономической эффективности деятельности госструктуры и ее финансированием, ориентированным на результаты, а не на затраты.
Благодаря данной перспективе Сбалансированная система показателей представляет собой уникальный инструмент по эффективному управлению сложными интегрированными структурами. Рассматривая всю деятельность организации в рамках четырех перспектив, осуществляя построение причинно-следственных взаимосвязей между ними, ССП позволяет сфокусировать все имеющиеся ресурсы и возможности на достижение первостепенных стратегических целей – удовлетворение потребностей граждан и предоставление им услуг высокого качества с минимальными издержками.
2011
- Login to post comments