Навигация по сайту

Правительственные субсидии

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Рассмотреть вопросы учета и отражения в отчетности правительственных субсидий.
  2. Указать на особенности подхода к признанию выручки по правительственным субсидиям.

 

 

Организация получила на расчетный счет средства из бюджета области на осуществление целевой программы «Молодые кадры - будущее России».  Данная программа включает в себя подготовку профессиональных кадров для финансово-экономической сферы деятельности.

Так как развитие и осуществление  данной программы непосредственно связано с ее финансированием из бюджета, то бухгалтеру организации, необходимо знать:

  • как правильно отразить в учете и показать в бухгалтерской отчетности  получение  правительственной субсидии;
  • как правильно признать доход от получения правительственной субсидии;
  • в случае определенных ситуаций - как правильно отразить возврат правительственной субсидии.

 

 

 

 

 

 

Р

аскрытию вопросов учета и отражения в отчетности правительственных субсидий посвящен Международный Стандарт финансовой отчетности 20 «Раскрытие информации о государственных субсидиях и правительственной помощи», действующий с 1 января 1984 года. Отдельное рассмотрение этой темы, связано с тем, что в данном Стандарте представлен иной подход к признанию дохода, чем в МСФО 18 «Выручка».



МСФО 18,

МСФО 20

 

 

Признание субсидии в качестве дохода или признание выручки зависит от того, когда организация будет иметь право на это признание.  Приобретение данного права и является тем различием в подходах к признанию выручки и правительственной субсидии как дохода, которые рассмотрены в МСФО 18 и МСФО 20.

 

В нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ на данный момент нет отдельного документа по учету и отражению в отчетности правительственных субсидий. В действующем Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению представлен счет 96 «Целевые финансирования и поступления», который предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, в том числе средств, поступивших от правительственных органов в качестве субсидий. Признание  дохода от использования данной субсидии в отечественном учете в явном виде не предусмотрено. Речь идет только о списании сумм правительственных субсидий на те или иные мероприятия, на осуществление которых и была получена субсидия.

 

 

МСФО 18(20)

 

По сравнению с отечественным учетом, в МСФО 20 представлен иной подход к отражению в учете и отчетности полученных организацией правительственных субсидий, который предусматривает признание правительственной субсидии в качестве дохода. Кроме того, как было указано выше, в МСФО 20 порядок и условия признания дохода иные по сравнению с обычным подходом, представленным в МСФО 18.

Получение правительственной субсидии, а также средств в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг от других организаций, является, по сути, кредиторской задолженностью, и поэтому не признается доходом или выручкой.

Признание субсидии в качестве дохода или признание выручки зависит от того, когда организация будет иметь  право на это признание, а право на признание выручки возникает тогда, когда выполнены конкретные обязательства перед заказчиком.

Право на признание дохода от субсидии возникает тогда, когда осуществляются  расходы, которые субсидия должна компенсировать на систематической основе, а не зависит от  выполнения конкретных условий (обязательств), связанных с предоставлением субсидии.