- О КОМПАНИИ
- УСЛУГИ
- РЕШЕНИЯ
- ОТРАСЛИ
- Отрасли
- Банки и финансовые институты
- Государственные органы и национальные компании
- Добывающая и перерабатывающая промышленность
- Легкая и пищевая промышленность
- Масс-медиа и реклама
- Металлургия и химическая промышленность
- Нефть и газ
- Розничная, оптовая торговля и дистрибуция
- Строительство и недвижимость
- Телекоммуникации и ИТ
- Холдинги и управляющие компании
- Электроэнергетика
- Отрасли
- СТАТЬИ И КНИГИ
Нематериальные активы
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
«Нематериальные активы»
- Понятие нематериальных активов.
- Подходы к оценке нематериальных активов в случае их признания.
- Признание нематериального актива при объединении компаний.
- Объекты, не признаваемые в качестве нематериальных активов.
- Определение понятий «научно-исследовательские работы» и «опытно-конструкторские работы».
- Состав затрат на эти виды работ и порядок их распределения между отчетными периодами.
- Амортизация нематериальных активов.
- Обесценение нематериальных активов.
Информация, подлежащая раскрытию.
- Уметь определять и классифицировать нематериальные активы.
- Формировать стоимость нематериальных активов.
- Определять срок полезного использования нематериальных активов.
- Уметь амортизировать нематериальные активы.
- Вести учет отдельных классов нематериальных активов.
|
В финансовой отчётности компании "Кошки-шоу" за 2000 г. было показано превышение обязательств над активами на сумму 30 миллионов рублей и прибыль в размере 58 миллионов рублей. Первая цифра говорила о полном крахе фирмы и её неспособности погасить задолженность перед кредиторами. Вторая – о процветании этой компании, приносящей миллионы рублей своим владельцам. Что же послужило причиной этих противоречий?
Дело в том, что эта компания занимается не производством бетонных плит или детских игрушек, а шоу-бизнесом (выпуском одноименной передачи). Бухгалтерская оценка прав на демонстрацию телевизионных программ составляла 3 миллиона рублей, а стоимость уже заключённых договоров на эти программы – 700 миллионов. Ошибочная, явно заниженная оценка прав на демонстрацию и создала впечатление бедствующей компании.
Подобный пример свидетельствует о необходимости признания и достоверности оценки нематериальных активов. Таких, например, как права или лицензии, учету которых посвящено настоящее занятие.
|
С |
лово “материальный” (по-английски – tangible) происходит от латинского глагола “tangere” и означает “касаться, осязать”. Следовательно, “intangible” означает нематериальную, неосязаемую собственность, которую нельзя осязать, ощутить, потому что её субстанция невещественна. Более того, о нематериальных объектах можно сказать, что они бестелесны.
Многие объекты учёта подходят под это определение – и дебиторская задолженность, и расходы будущих периодов. Но ни один из этих объектов, за исключением деловой репутации, не является тем, что на самом деле подразумевается под нематериальными активами, к которым относят только капитальные внеоборотные активы. К капитальным внеоборотным активам относят и долгосрочную дебиторскую задолженность, которая нематериальным активом не является.
Продолжая цепочку рассуждений, можно прийти к выводу, что нематериальные объекты возникают тогда, когда деньги затрачиваются на какие-либо услуги и учитываются как расходы будущих периодов или как нематериальные активы.
Тот факт, что объекту учёта можно присвоить некоторое учётное наименование, указывает на то, что его можно идентифицировать и распознать. Наиболее общим примером неидентифицируемого нематериального актива является деловая репутация.
Момент, в который нематериальный объект становится идентифицируемым, по мнению многих специалистов, является спорным. Например, является ли фирменный знак достаточно идентифицируемым, чтобы включать его в баланс? Когда появился и стал узнаваемым "Рабочий и колхозница" – фирменный знак Мосфильма? Сколько денег вложил в своего “серебреного оленя” нижегородский завод "ГАЗ" и можно ли считать его активом? Или всё это – не более чем рекламные расходы, пусть и многомиллионные?