Навигация по сайту

Нематериальные активы

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

«Нематериальные активы»

  • Понятие нематериальных активов.
  • Подходы к оценке нематериальных активов в случае их признания.
  • Признание нематериального актива при объединении компаний.
  • Объекты, не признаваемые в качестве нематериальных активов.
  • Определение понятий «научно-исследовательские работы» и «опытно-конструкторские работы».
  • Состав затрат на эти виды работ и порядок их распределения между отчетными периодами.
  • Амортизация нематериальных активов.
  • Обесценение нематериальных активов.

Информация, подлежащая раскрытию.

  1. Уметь определять и классифицировать нематериальные активы.
  2. Формировать стоимость нематериальных активов.
  3. Определять срок полезного использования нематериальных активов.
  4. Уметь амортизировать нематериальные активы.
  5. Вести учет отдельных классов нематериальных активов.

 

 

 

 

В финансовой отчётности компании "Кошки-шоу" за 2000 г. было показано превышение обязательств над активами на сумму 30 миллионов рублей и прибыль в размере 58 миллионов рублей. Первая цифра говорила о полном крахе фирмы и её неспособности погасить задолженность перед кредиторами. Вторая – о процветании этой компании, приносящей миллионы рублей своим владельцам. Что же послужило причиной этих противоречий?

 

Дело в том, что эта компания занимается не производством бетонных плит или детских игрушек, а шоу-бизнесом (выпуском одноименной передачи). Бухгалтерская оценка прав на демонстрацию телевизионных программ составляла 3 миллиона рублей, а стоимость уже заключённых договоров на эти программы – 700 миллионов. Ошибочная, явно заниженная оценка прав на демонстрацию и создала впечатление бедствующей компании.

 

Подобный пример свидетельствует о необходимости признания и достоверности оценки нематериальных активов. Таких, например, как права или лицензии, учету которых посвящено настоящее занятие.

 

С

лово “материальный” (по-английски – tangible) происходит от латинского глагола “tangere” и означает “касаться, осязать”. Следовательно, “intangible” означает нематериальную, неосязаемую собственность, которую нельзя осязать, ощутить, потому что её субстанция невещественна. Более того, о нематериальных объектах можно сказать, что они бестелесны.

Многие объекты учёта подходят под это определение – и дебиторская задолженность, и расходы будущих периодов. Но ни один из этих объектов, за исключением деловой репутации, не является тем, что на самом деле подразумевается под нематериальными активами, к которым относят только капитальные внеоборотные активы. К капитальным внеоборотным активам относят и долгосрочную дебиторскую задолженность, которая нематериальным активом не является.

Продолжая цепочку рассуждений, можно прийти к выводу, что нематериальные объекты возникают тогда, когда деньги затрачиваются на какие-либо услуги и учитываются как расходы будущих периодов или как нематериальные активы.

Тот факт, что объекту учёта можно присвоить некоторое учётное наименование, указывает на то, что его можно идентифицировать и распознать. Наиболее общим примером неидентифицируемого нематериального актива является деловая репутация.

Момент, в который нематериальный объект становится идентифицируемым, по мнению многих специалистов, является спорным. Например, является ли фирменный знак достаточно идентифицируемым, чтобы включать его в баланс? Когда появился и стал узнаваемым "Рабочий и колхозница" – фирменный знак Мосфильма? Сколько денег вложил в своего  “серебреного оленя” нижегородский завод "ГАЗ" и можно ли считать его активом? Или всё это – не более чем рекламные расходы, пусть и многомиллионные?