Навигация по сайту

Горизонтальный анализ

 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Часто деятельность компании оценивается лишь на основании той информации, как изменились определенные показатели ее деятельности (объем продаж, доходы, расходы и т.д.). При этом пользователей финансовой информации интересует ответ на вопрос не только об абсолютном значении показателя (например, объема продаж), но и об его изменении.

Итак, изменился ли объем продаж по сравнению с предыдущим периодом и если изменился, то как? Может случиться, что объем продаж увеличился на 20,000 рублей по сравнению с предыдущим периодом. Это конечно очень интересно, однако одна эта цифра едва ли будет полезной для принятия обоснованных экономических решений. Тот же самый показатель, выраженный в процентном отношении (то есть очищенный от влияния денежного измерителя), будет более информативным. Намного полезней узнать, что чистый объем продаж вырос на 20% по сравнению с предыдущим периодом, чем узнать, что рост составил 20,000 рублей.

Горизонтальный анализ как раз занимается изучением процентных изменений определенных показателей на основе сводной финансовой отчетности за несколько отчетных периодов. При этом соблюдается следующая последовательность действий:

  • Вычисляется абсолютное изменение показателя по сравнению с базовым периодом.
  • Находится процентное изменение, для чего абсолютное изменение делится на величину показателя в базовом периоде.

Горизонтальный анализ тесно связан с вычислением процентного изменения показателя. Оно находится по следующей формуле:

 

Процентное изменение  = абсолютное изменение/ величина показателя в базовом периоде.

 

 

При использовании этого метода анализа необходимо учитывать как абсолютное, так и процентное изменение исследуемого показателя. В то время как наблюдается рост показателя в абсолютном выражении, в относительном выражении его величина может падать (например: в результате постоянного увеличения знаменателя).