Навигация по сайту

М. Правдина. Компьютер под майонезом?

  • warning: include() [function.include]: Unable to allocate memory for pool. in /home/magrecor/mag.mag-records.ru/docs/ru/includes/theme.inc on line 1078.
  • warning: include() [function.include]: Unable to allocate memory for pool. in /home/magrecor/mag.mag-records.ru/docs/ru/includes/theme.inc on line 1078.

 

Компьютер под майонезом?

Мария Правдина

Статья опубликована в журнале «Секрет фирмы», №10

 

Выбор наших читателей

   
* Предисловия к русскому изданию книги Р. Каплана и Д. Нортона "Организация, ориентированная на стратегию"
* Новая экономическая революция
* Родился в одной семье немой мальчик...

 

Наверное, каждая хозяйка знает майонез Calve и чистящее средство Domestos, но вот имя "Юнилевер" ей, скорее всего, ни о чем не говорит. Между тем, транснациональный концерн, выпускающий эти и многие другие известные продукты, наращивает свое присутствие в России. Недавно в благородном семействе Calve появился одноименный кетчуп. Вместе с продуктовой линейкой развивается и информационная инфраструктура российского офиса "Юнилевер", который готовится к переходу на новую управленческую систему.

Русский путь "Юнилевера". Справка

Для справки: "Юнилевер" был основан в 1930 году в результате слияния двух компаний: голландской "Маргарин Юни" и британской компании "Левер Бразерс", в результате чего были организованы две материнские компании – одна в Лондоне (Юнилевер PLC), а другая в Роттердаме (Юнилевер NV). С тех пор обе компании действуют как единое целое в рамках крупнейшего транснационального концерна "Юнилевер".

Концерну принадлежат многие марки престижной парфюмерии: Calvin Klein Cosmetics, Elizabeth Taylor, Elizabeth Arden, Cerutti 1881, Jean Louis Scherrer, Valentino, Chloe. "Юнилевер" также производит замороженные продукты, соусы и оливковое масло. Россиянам иностранный концерн знаком по таким широко рекламируемым продуктам, как маргарин "Рама", майонез "Calve", чаи "Липтон" и "Беседа", мыло "Lux", крем "Pond's", шампуни "Тимотей" и "Сансилк Термасилк", стиральный порошок "ОМО", жидкость для мытья посуды "Санлайт", чистящее средство "Доместос", зубная паста "Пепсодент" и дезодорант "Рексона".

На российский рынок "Юнилевер" вышел в 1991 году. В 1992 году компания открыла первые торговые представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Через два года "Юнилевер" приобрел фабрику "Северное Сияние" – одного из старейших российских производителей парфюмерии и косметики. Петербургская фабрика была модернизирована, появились новые производственные линии для выпуска шампуней, дезодорантов, парфюмерной продукции, жидкости для мытья посуды и чистящих средств. В марте 1998 года компания приобрела Московский маргариновый завод, который после модернизации начал выпускать маргарин "Рама" и затем майонез "Calve".

В этом же году "Юнилевер" переводит головной офис из Петербурга в Москву и создает новое юридическое лицо – "Юнилевер СНГ". После глобального объединения с компанией CPC Bestfoods в составе "Юнилевер" появился тульский завод, выпускающий знаменитые бульонные кубики "Кнорр". Сейчас в компании работают почти две тысячи человек, ее офисы расположены в 70 городах России и Украины. По словам руководителей российского офиса, "Юнилевер" планирует продолжать инвестиционную деятельность в России.

В начале 90-х, когда "Юнилевер" вышел на российский рынок, бизнес компании в России строился следующим образом: офис"Юнилевера" выполнял только представительские функции, а дистрибуцией занимались независимые частные компании. Такая схема, используемая концерном во всем мире, в России не прижилась: расходы на дистрибуцию оказались слишком высоки, и продукция проигрывала аналогам в цене. Проанализировав положение дел, европейцы прониклись российской спецификой. Дистрибуторские каналы были созданы заново, но уже в рамках единой компании под контролем головного представительства.

История становления, развития и перестройки бизнеса отразилась и на информационной инфраструктуре. Глобальный партнер "Юнилевера" по управленческим информационным системам – SAP AG. Решения от SAP работают в большинстве из 500 торговых и производственных компаний "Юнилевера" в 160 странах мира. Но скромный по оборотам российский офис начала 90-х на SAP явно не тянул: ни по средствам, ни по задачам, ни по уровню подготовленности персонала. Да и специалистов, способных внедрить и поддерживать такое "тяжелое" решение, в России тогда практически не было.

Департамент ИТ искал такое решение, которое, с одной стороны, позволяло бы готовить отчетность по западным стандартам для иностранных инвесторов, а с другой – вести российский бухучет (который в те годы сильно отличался от мировых стандартов). На рынке тогда было несколько иностранных систем, удовлетворяющих этим требованиям: Scala, Platinum, SunSystems. По ряду причин остановились на последней. Девять лет SunSystems отработала в "Юнилевере" в качестве основной учетной и управленческой системы, на этом ее "трудовой стаж" заканчивается – в следующем году компания планирует перейти на решения SAP.

В лоно корпоративных стандартов.

Переход с главным образом бухгалтерской системы на корпоративную систему управления и планирования ресурсами – процедура болезненная. На первый квартал следующего года запланирован официальный старт проекта по внедрению SAP, который займет девять-двенадцать месяцев. Но до сих пор неясно, по какому сценарию будет осуществляться внедрение. "В принципе, есть типовая настройка SAP, которой пользуются в штаб-квартире и большинстве зарубежных представительств "Юнилевера", – говорит глава ИТ-департамента Андрей Князев. – Проблема в том, что люди, которые ее создали и внедряют, серьезно ограничены в ресурсах. И мы, российский офис, пока находимся вне их планируемого горизонта. К тому же неизвестно, насколько эта модель применима у нас.

Что бы ни говорили, от российской специфики, той же предоплаты, например, никуда не деться. Кроме того, ни одно представительство "Юнилевера", кроме нашего, дистрибуцией не занимается. Альтернатива – взять за прообраз какую-нибудь другую, недавно внедренную и успешную модель SAP. Желательно, поближе к нашей специфике. Вскоре мы должны определиться".

По оценке Андрея Князева, после внедрения решения от SAP ИТ-бюджет компании возрастет до 1,5-1,7% от оборота (сейчас он меньше 1,5%). Одновременно должны измениться роль и место ИТ-службы в корпоративной структуре. "Сейчас ИТ у нас представлены в классическом виде середины 90-х: в сферу деятельности ИТ-отдела попадает поддержка всего "железа" и программ, их развитие", – рассказывает глава ИТ–департамента. От "классики" в "Юнилевере" будут отказываться. В ближайших планах – перестройка оргструктуры ИТ-департамента.

В более далекой перспективе российский офис последует за европейской штаб-квартирой, где сейчас идет процесс централизации управления ИТ и создания структур для организации внутреннего аутсорсинга (in-source). Внутри концерна создана ИТ-компания, обслуживающая потребности всех остальных направлений бизнеса. Тогда и ИТ-отдел "Юнилевер СНГ" будет трансформирован в группу "поддержки" (customer managers), а программисты станут сотрудниками ИТ-компании в рамках концерна. Но произойдет это только через несколько лет.

Пока же в ИТ-департаменте работают 25 человек. Половина занимается поддержкой инфраструктуры по всей территории России: от Петербурга до Камчатки. Вторая половина осуществляет поддержку программных комплексов и ведет разработку новых. В обязанности второй группы, в частности, входит администрирование главного финансового ядра компании – системы SunSystems, с которой взаимодействуют все прочие информационные системы.

Этот участок наиболее критичен: в двух блоках SunSystems (SunAccount и SunBusiness) ведется весь бухгалтерский учет, учет продаж, все логистические операции компании, формируется финансовая отчетность по западным стандартам. Все российские заводы и офисы компании работают с единой базой SunSystems, находящейся на серверах в Москве. Самостоятелен только украинский офис "Юнилевера СНГ", но вовсе не по политическим мотивам: исторически другая платформа и версия Sun сделала нецелесообразными затраты на переход к единой системе. Это будет реализовано в рамках перехода к SAP.

Когда советы посторонних приносят пользу.

К внешним консультантам по ИТ в "Юнилевере" относятся с настороженностью, предпочитая обходиться, где это возможно, собственными силами. Андрей Князев: "Пока у меня много сомнений насчет того, какие работы можно передоверить внешним компаниям. На днях вот изучал ситуацию с организацией внешнего хостинга и администрирования баз данных для нашего будущего решения от SAP. Специалисты по SAP дороги, и держать их у себя не самое разумное решение.

В Европе эту функцию часто передают на аутсорсинг. Но в России я не вижу реальных предложений. Либо предложение совершенно не интересно по финансовым показателям, либо вызывает большие сомнения в плане надежности. К сожалению, рынок таких услуг в России пока не готов, так что дешевле обходиться своими силами".

Однако нельзя все сделать самому. "Я уверен, – говорит глава ИТ-департамента, – что даже западная компания, работающая в России, не сможет обойтись без российского партнера. Например, российский учет и его производные в логистике никто, кроме местной консалтинговой компании, не осилит". Есть российский партнер и у "Юнилевер СНГ". Год назад было принято решение подыскать компанию, которая бы взяла на себя текущую поддержку SunSystems. Рассматривались несколько фирм, в том числе МАГ КОНСАЛТИНГ.

Помимо стандартного пакета услуг специалисты МАГа предложили организовать "Академию пользователей" SunSystems. "Когда мы готовили свое предложение, мы обратили внимание, что одним из узких мест в "Юнилевере" является недостаточный уровень подготовки пользователей, – рассказывает партнер МАГ КОНСАЛТИНГ Ярослав Макаев. – В большой компании, где системой постоянно пользуются свыше 200 человек, при текучке хотя бы в 5% место у мониторов SunSystems каждый месяц занимали десять новичков – целый компьютерный класс".

Академия не состоялась: "Юнилевер" как раз принял решение мигрировать на SAP. Но творческий подход МАГ был оценен – компания получила контракт на техническую поддержку SunSystems вместе с пожеланиями обеспечить нормальное функционирование и развитие системы в переходный период. Текущая версия системы была зафиксирована и больше не подлежала обновлению. "Мы выиграли не по ценовым критериям, а только за счет предоставления уникального набора услуг", – считает Ярослав Макаев.

Специалистам МАГ потребовалось около двух месяцев, чтобы разобраться с системой, поскольку в результате многочисленных настроек и дописок она далеко ушла от исходной версии. Чтобы понять проблемы пользователей, был проведен опрос более сотни сотрудников "Юнилевера СНГ" в Москве, Санкт-Петербурге и Туле. И для поддержки работы необновляемой системы на нормальном уровне было решено организовать "горячую линию" для администраторов системы и пользователей. "Эта услуга стала дополнительной в рамках контракта, отдельно мы за нее не платили, – вспоминает Андрей Князев. – Позже мы стали вовлекать специалистов МАГ в наши текущие проекты, в частности, в проект по организации хранилища данных в части, отвечающей за интерфейс с SunSystems".

Творческий подход в рамках контракта на поддержку SunSystems консультанты продемонстрировали и при анализе прав доступа пользователей. Потребность в этом проекте возникла накануне приезда аудиторов (из отделов корпоративного внутреннего аудита в немецком и английском офисах "Юнилевера"). Процедура проверки проводится регулярно, обычно раз в год. Особое внимание аудиторы уделяют вопросам безопасности и управления рисками. Среди прочих они оценивают риски, которые вносят в жизнь компании информационные технологии. "ИТ-систем в компании много, все они сопряжены друг с другом, и на их стыках повышается вероятность ошибок или нарушений, – говорит Андрей Князев. – Например, обработка платежей у нас ведется не в SunSystems, а с помощью другого продукта. Получается довольно уязвимая конструкция, и аудиторы обращают внимание на то, какие организационные меры безопасности приняты, какие продукты мы используем, чтобы сократить риск, и т. п. Еще одна болевая точка – права доступа к финансовой информации".

Проблема с анализом прав доступа назрела давно, но эффективно решить ее никак не удавалось. "В SunSystems структуризация прав пользователей, выполнена великолепно, но их внешнее представление очень неудобно для анализа и корректировок, – считает Ярослав Макаев. – Ведь доступ к системе в "Юнилевере СНГ" имеют не 20 сотрудников, а более двухсот, и у многих разные статусы для разных баз данных, модулей, функций, процедур. Распечатанный мелким шрифтом отчет с перечнем всех прав занимает около 700 страниц. Выделенный для анализа настроек системный администратор около месяца пытался вручную проверить права сотрудников. Когда на горизонте замаячил финал этого гигантского труда, в структуре компании произошли изменения, появились новые подразделения, и работу следовало бы начинать заново".

Очевидно, что все данные следует извлечь из SunSystems и работать с ними с помощью других средств. Консультанты разработали программу, позволяющую проводить эвристический анализ настроек прав доступа операторов и комбинаций их в рабочих группах для оценки противоречий и пробелов в системе безопасности. Программа, написанная на VisualBasic, в режиме реального времени импортирует данные из SunSystems. Графическое представление данных позволяет анализировать разрывы и пересечения в настройках прав доступа. Постоянными пользователями этой программы, помимо ИТ-службы, стали также кадровый и финансовый отделы. Консультанты не поленились подсчитать эффект от решения: по их оценкам, ежемесячная экономия от использования новой программы составляет не менее 160 человеко-часов.

Инвестиции в будущее.

"Один из проектов, который сделали для нас консультанты, мне особенно нравится элегантностью решения", – рассказывает Андрей Князев. В прошлом году было принято решение автоматизировать учет на тульском заводе, производящем бульонные кубики. Однако в SunSystems нет модуля для автоматизации производственных процессов. Другие пользователи этой системы уже сталкивались с подобной проблемой: так, компания Robertson & Blums, продвигающая SunSystems на российском рынке, разработала специальное производственное приложение для решения такого рода задач. Оно и было предложено "Юнилеверу" для автоматизации производственного учета. Однако, как оценили специалисты, глубокая переработка практически непараметризуемого производственного модуля будет стоить столько же, сколько разработка нового "с нуля". Что не имело смысла в свете грядущего перехода на новую платформу.

От специалистов МАГ КОНСАЛТИНГ требовалось дать ответ на вопрос: "Можно ли на базе уже работающих модулей SunSystems обеспечить учет движения сырья и материалов, а также расчет производственной себестоимости продукции?" Проведя множество экспериментов, консультанты ответили "да" – блок "Учет движения сырья и материалов для производства" был реализован на функционале модуля SunBusiness под руководством Алексея Макарова-Землянского, который также был автором программы для анализа прав доступа. Решение получилось довольно дешевым, поскольку для всех производственных операций (в основном это смешивание ингредиентов) уже были готовы справочники номенклатуры, поставок, остатков. Не пришлось создавать заново и интерфейсы со смежным программным обеспечением.

Но главным достижением этого проекта Андрей Князев считает отнюдь не сам факт автоматизации производственного учета. В ходе проекта были досконально разобраны все бизнес-процессы, определена 21 учетная стадия, выделены основные точки контроля. Эта информация должна стать основой для автоматизации производства уже на базе решения SAP. Кроме того, пользователи, которые до начала проекта не работали ни с какой учетной системой, получили необходимые навыки работы с компьютером. "Неявное влияние на предстоящий проект по внедрению SAP состоит в том, что в ходе текущих работ очень многие процессы и объекты выравниваются под смысл и понятия SAP, – отмечает Андрей Князев. – Мы считаем, что провели большую подготовительную работу". С ним соглашается и Ярослав Макаев: "Анализируя параметры настроек SunSystems, можно уже на подготовительном этапе оптимизировать учетные и управленческие процессы, которые затем будут реализованы в SAP".

  

2003