Управленческий консалтинг

Контакты

Россия 109240, Москва, ул.Верхняя Радищевская д.7 стр.3, тел. +7(495)2323624
[email protected]
Казахстан 010000, Астана, ул.Кунаева 14/1, ЖК Нурсая, офис 1, тел. +7(7172)794970, +7(701)5222223
[email protected]

На правах рекламы

И. Аверчев "Управленческий учет. Ст. 3"

Управленческий учет. Статья 3

Игорь Аверчев,

старший менеджер департамента управленческого консультирования МАГ КОНСАЛТИНГ

Материал опубликован в 1 номере журнала "Московский бухгалтер", 2004


Предыдущую статью мы закончили обещанием привести примерный план внедрения управленческого учета на предприятии. Выполняем свое обещание.

Процесс постановки управленческого учета на предприятии можно сформулировать в виде типового плана, приведенного ниже.

Каждый этап (подэтап) работ по этому плану сопровождается всей необходимой информацией, которая позволяет влиять на процесс внедрения управленческого учета по следующему примеру.

Типовой план постановки и внедрения системы управления предприятием выглядит следующим образом (для наглядности приводим его в сокращенном варианте).

  1. Разработка и согласование технического задания на постановку системы управления бизнесом
  2. Разработка стратегии, миссии, видения компании
  3. Анализ, проектирование и оптимизация организационной и финансовой структур компании
  4. Формулирование требований к информационным потребностям предприятия и разработка моделей систем управленческого учета, документооборота и внутреннего контроля
  5. Построение и/или оптимизация системы логистики и управления затратами
  6. Построение и/или оптимизация системы управления продажами и сбора дебиторской задолженности
  7. Построение и/или оптимизация системы управленческой отчетности, документооборота и информационного взаимодействия внутри организации
  8. Построение и/или оптимизация системы бюджетирования
  9. Построение и/или оптимизация систем внутреннего контроля, внутреннего аудита и риск-менеджмента
  10. Автоматизация управленческого учета и обучение персонала

В результате выполнения этой программы компания получает систему, позволяющую вовремя и в полном объеме получать всю необходимую информацию как для менеджеров (управленческая отчетность для управления бизнесом), так и для всех прочих заинтересованных пользователей (финансовая и налоговая отчетность).

Управленческий учет связан с информационным обеспечением менеджеров:

  • для формулирования деловой политики компании, выработки стратегических, тактических и оперативных целей и задач
  • для планирования и управления деятельностью компании (на базе сформулированных целей и задач)
  • для принятия решений в процессе деятельности по выбору альтернативных решений и направлений деятельности

Как видим, система управленческого учета и отчетности – это нечто большее, чем типовой набор отчетов. Развитая система управления бизнесом – это показатель культуры организационного и информационного взаимодействия внутри компании, дающего возможность получать прибыль и генерировать денежные потоки.

Но прежде чем воплощать в жизнь столь глобальную задачу, стоит начать с малого. Например, можно строить управленческую отчетность, опираясь на ее основные формы, которые используются на большинстве предприятий. Их разработку ведут с использованием рекомендаций, которые содержатся в Положении 5В «Основы отчетной информации для менеджеров» ИУУ (IMA) США.

К подобным формам относятся:

  • отчет о просроченной дебиторской задолженности
  • отчет о продажах
  • отчет о состоянии складских запасов
  • отчет о планируемых закупках
  • отчет об общих, коммерческих и административных расходах
  • отчет об исполнении производственных заданий
  • отчет об исполнении плана капитальных вложений
  • отчет об исполнении бюджетов

Рассмотрим некоторые из них.

Отчеты о продажах

Отчеты о продажах могут обобщать информацию по покупателям, по регионам продаж, по реализованным товарам и оказанным услугам за отчетный период (день, неделя, месяц, квартал или год) и любую иную информацию, востребованную в конкретной ситуации.

Отчеты о продажах используют, чтобы:

  • проанализировать деятельность предприятия в сфере сбыта
  • наблюдать за тенденциями на рынке данной продукции
  • выявить товары, не пользующиеся спросом
  • влиять на стратегию продаж компании, выбирать рынки сбыта и политику работы с крупнейшими клиентами
  • планировать продажи и анализировать причины отклонений от плана
  • управлять уровнем запасов товаров и готовой продукции, имеющихся для продажи, и процессом их приобретения и производства
  • анализировать эффективность работы отдела сбыта и выработать политику повышения мотивации сотрудников отделов торговли и сбыта
  • прогнозировать будущие денежные потоки

Отчеты о запасах сырья, товаров и готовой продукции

Отчеты о запасах готовит персонал склада или отдела логистики. Эти отчеты представляют собой обобщенные сведения об остатках запасов на дату составления отчета или о движении запасов за отчетный период (день, неделя, месяц, квартал, год). Отчеты группируют запасы по самым разным информационным разрезам – по складам, видам продукции, по производственным подразделениям и т. д. и содержат следующую информацию:

  • наименование сырья, товаров, продукции
  • дату изготовления
  • срок годности
  • себестоимость единицы запасов
  • идентификационный номер партии
  • единицу измерения запасов
  • местонахождение запасов
  • общее количество на складе
  • заказанное (зарезервированное) количество
  • ожидаемые поступления
  • количество некондиционных товаров (продукции)
  • количество устаревших товаров (продукции), не пользующихся спросом
  • количество товаров с истекающими сроками годности
  • товары, отгруженные клиентам в течение периода
  • местонахождение и движение запасов товаров готовой продукции
  • минимально допустимые объемы запасов сырья, товаров и готовой продукции
  • уровень омертвления запасов (объем запасов, по которым не было движения за отчетный период) и т. д.

Приведем пример отчета о складских запасах, который используется в фармацевтических компаниях для оценки резерва под их обесценение, управления закупками товаров и анализа эффективности работы отделов маркетинга и логистики.

Отчеты о требуемых закупках сырья и материалов

Эти отчеты необходимы для того, чтобы обобщить данные о необходимых закупках запасов, спланировать и соотнести поступления запасов и их оплату. Их составляют в отделах логистики и в производственных подразделениях.

Отчеты могут содержать следующую информацию:

  • инвентарный номер запасов
  • наименование запасов
  • единица измерения
  • стоимость единицы запасов
  • потребности в пополнении запасов
  • размер выполняемого заказа, под который делаются покупки
  • дата, когда будут получены материалы и сырье
  • потребности в денежных средствах для оплаты новых закупок
  • минимально допустимый уровень запасов для обеспечения непрерывного производственного процесса
  • максимально допустимый уровень запасов для избежания затоваривания складских площадей
  • уровень оборачиваемости запасов
  • указание на поставщиков запасов с оптимальным соотношением "цена/качество"

Отчеты о закупках могут использоваться для следующих целей:

  • для управления закупками и оптимизацией расходования денежных средств
  • для управления складскими запасами и избежания омертвления запасов
  • для оценки сроков доставки запасов
  • для определения приоритетов в закупках

Одним из главных компонентов системы управленческого учета является модуль учета затрат. Следующая статья цикла будет посвящена этой проблеме.

И, наконец, домашнее задание

Попытайтесь посмотреть на учетный процесс в вашей организации глазами менеджера и определить, какие отчеты, в какие сроки и в каком виде необходимо формировать для эффективного управления бизнесом.