Согласно методологии, используемой МАГ КОНСАЛТИНГ, проект по постановке управленческого учета включает следующие этапы:
- Проведение бизнес-диагностики
- Совершенствование организационной структуры компании
- Разработка финансовой структуры
- Создание информационной базы для построения системы управленческого учета
- Построение системы управления затратами, калькуляция себестоимости
- Построение системы управленческой отчетности
- Постановка системы внутреннего контроля
- Создание системы мотивации персонала
Совершенствование организационной структуры
В рамках этого этапа определяется организационная структура компании, основные составляющие блоки, функции и направления деятельности. При этом производится согласование основы структурных решений для построения системы управленческого учета.
Разработка организационной структуры компании предполагает:
- определение целевых ориентиров и критериев совершенствования организационной структуры
- структуры административного и функционального подчинения
- распределение областей ответственности и функциональных обязанностей между подразделениями и сотрудниками
- информационное взаимодействие подразделений
- уровень регламентации и четкость формализованных процедур управления (документационное обеспечение управления)
Разработка финансовой структуры
В рамках этого этапа производится выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение по уровням. По итогам этапа разрабатывается Положение о структуре центров финансовой ответственности.
Создание информационной базы для построения системы управленческого учета
Создание информационной базы включает в себя построение единого управленческого плана счетов и системы регламентации взаимодействия с бухгалтерской отчетностью.
С этой целью проводятся следующие работы:
- составление Регламента сбора, регистрации, хранения и представления всей информации, необходимой для принятия управленческих решений
- описание системы управленческого учета и отчетности
- определение управленческой учетной политики
- описание структуры управленческого плана счетов и стандартных проводок в нем
- составление альбом форм документов и альбом типовых проводок
- описание основных принципов взаимодействия управленческого и бухгалтерского планов счетов
Построение системы управления затратами
В рамках этого этапа проекта осуществляются:
- разработка системы управления затратами
- разработка классификации затрат для целей управленческого учета
- внедрение методики анализа и оперативного контроля
- разработка системы отчетности по затратам
- разработка программы оптимизации затрат
Построение системы управленческой отчетности
В результате реализации данного этапа должны быть получены:
- унифицированные формы документов
- классификаторы документов по типам и видам
- описание объема и структуры управленческой отчетности
- реестр управленческих отчетов
- организационный и временные регламенты составления и предоставления управленческих отчетов в соответствии с организационной и финансовой структурой компании
Постановка системы внутреннего контроля
Этап постановки системы внутреннего контроля предусматривает:
- определение точек внутреннего контроля
- разработку системы контроля качества продукции
- создание действенной системы контроля деятельности всех подразделений предприятия
- создание системы мониторинга полноты, достоверности и своевременности представления отчетности
Создание системы мотивации персонала
На этом этапе создается система мотивации персонала, которая
- учитывает психологические особенности сотрудников и организационной культуры
- зависит от результатов деятельности компании и конкретного подразделения
- базируется на сбалансированной системе показателей и системе ключевых показателей деятельности