Управленческий консалтинг

Контакты

Россия 109240, Москва, ул.Верхняя Радищевская д.7 стр.3, тел. +7(495)2323624
[email protected]
Казахстан 010000, Астана, ул.Кунаева 14/1, ЖК Нурсая, офис 1, тел. +7(7172)794970, +7(701)5222223
[email protected]

На правах рекламы

RSS-материал1999

М. Горский "Родился в одной семье немой мальчик..."

Родился в одной семье немой мальчик...

Микаэл Горский

Статья опубликована в журнале "CRN Enterprise Partner", № 1, 1999 г.


--------------------------------------------------------------------------------

Родился в одной семье немой мальчик. А в 10 лет неожиданно сказал: "Каша пересолена!" Родители, после того как пришли в себя от (радостного) удивления, спросили его: "Что ж ты 10 лет молчал?". "А все в порядке было".

· · ·

Различные категории людей – и свежие выпускники западных школ MBA и начинающие консультанты по управлению и разработчики-внедренцы – все эти добрые люди нередко повторяют "И как же они могут так работать?". "Они" – это руководители крупных российских компаний, трестов, заводов. "Так" – это не так, как описано в учебниках и принято в IBM и KPMG, не так, как интуитивно хотелось бы сделать нормальному человеку, "так" – это так, как устроен совок и как невозможно жить и работать. Представители каждой из перечисленных категорий приходят к этому вопросу по-разному. Образованная на Западе молодежь, пришедшая работать на "Оскольский Молибден", видит вымороченные отношения подразделений, запутанную организационную структуру и совершенную непредсказуемость немаловажных решений. Консультанты, которым этот "Оскольский Молибден" заказал разработку "правильной" структуры компании и плана развития, выясняют, что заказчик абсолютно не готов прислушиваться к их рекомендациям и склонен объяснять неудачу проекта некомпетентостью самих консультантов. Те же, кто приходит на "Оскольский Молибден", внедрять свою "Центавру" или чужую E/2-E/4, сначала натыкаются на зареванных отличников Гарварда, потом пытливо вчитываются в заброшенные фолианты обследований и рекомендаций и быстренько начинают соображать, что что-то здесь не в порядке. Однако молибденщики напирают, кушать тоже хочется – и вот, ура!, началось внедрение. Только вот автоматизировать то безобразие, что царит на предприятии, - невозможно, а изменения, предлагаемые нашими добрыми внедрятелями, пусть и сто крат менее радикальные, чем обрисованные консультантами, все же никак не воспринимаются высоким начальством. Бывает, что все же (ну очень кушать хочется) все автоматизируют «как есть» и тогда, по прошествии пары-тройки лет, "Молибден" опять пойдет покупать себе новую, «современную» систему, на каждом углу ругая "Центавру" или E/2-E/4.

"Никому ничего не нужно /изменять/". То есть – столь устремленные (на словах) к новому, светлому и «как на Западе" руководители компании/треста/завода на практике отрицают мало-мальские изменения существующего порядка, что делает невозможным работу «правильно» образованных менеждеров, реализацию рекомендаций профессиональных консультантов и внедрение системы автоматизации. "Никому ничего никому не нужно" – говорят те, кто находится «снаружи» системы управления и пытается совершенствовать ее. И не удивительно.

Ведь никакие «они» не идиоты. Все у "них" в порядке и с оргструктурой – но только не той, что прописана в "штатном расписании" и других бумажках, а в той, что годами создавалась путем "определения" нужных людей на нужные места и создания прочных "внеструктурных" связей. Все в порядке и с взамодействием подразделений – опять же на "неформальном", но не менее эффективном от этого уровне. Все в порядке и с учетом – но, в отличие от того, который предлагается совершенствовать консультантам и автоматизаторам, "истинный" учет не может не включать в себя учрежденные директорами торговые и сервисные фирмы, "прикрепленные" к компании/тресту/заводу. Все в порядке. Однако для того чтобы признаться, что "все в порядке", руководителям надо раскрыть все свои карты, показать те самые, эффективные "теневую" структуру и "теневой" учет, формализовать "теневую" миссию предприятия (и вместо "производить уникальные вседорожные грузовики" обнародуется что-то типа «максимизация наличной выручки при условии минимизации объема прозводства")… Но они ж не идиоты! Во-первых, за всю эту "правду" полагается хорошая тюрьма, во-вторых (да что за автоматизм такой! – какое уж тут "во-вторых")…

Вынужденные совершенствовать никому не нужные химерные построения, консультанты и внедрятели терпят одно поражение вслед за другим. Кто-то не получил деньги за выполненную работу на том основании, что «конечный результат работы консультантов неприменим на предприятии» (вдумайтесь в формулировку!), система E/2-E/4 получает проваленное внедрение, о чем не преминут раструбить конкуренты, а вернувшаяся после обучения в Штатах молодежь пакует чемоданы.

Описанный казус, увы, невозможно завершить оптимистичным силлогизмом. Мне кажется, что для предприятия, которое не говорит честно, каковы его (=его руководителей/его собственников) цели и задачи, нет и не может быть никакого решения. Ни автоматизации, ни реструктуризации, ни плана развития.

А за мальчика, у которого "все в порядке было", остается только порадоваться.