В настоящее время концепция сбалансированной системы показателей (ССП) – одна из передовых технологий управления на Западе, в рамках которой органично сочетаются вопросы ориентации на потребности граждан, вопросы финансирования деятельности госструктур, базирующегося на результатах, а не на затратах, вопросы повышения профессионального уровня госслужащих и оптимизации процессов как внутри госструктур, так и между ними. ССП предусматривает разработку взаимосвязанных стратегических целей в рамках этих перспектив, а достижение этих целей измеряется путем определения оценочных индикаторов (показателей).
В основе сбалансированной системы показателей для организаций государственного сектора лежит миссия организации. Именно формулирование миссии является ключевым положением в процессе разработки ССП. Заявленная миссия должна быть основной целью деятельности организации. Примерами таких миссий могут быть снижение количества числа бедных, неграмотных, голодающих, охрана окружающей среды, охрана здоровья и безопасности жизни. Более конкретные цели в рамках перспектив должны будут служить достижению этой миссии. При формулировании миссии необходимо выделить несколько ключевых стратегических преимуществ и направлений деятельности организации, которые будут способствовать реализации миссии и выполнению стратегических задач. Точные результаты по выполнению миссии организации смогут дать специально разработанные показатели эффективности деятельности в рамках четырех перспектив (клиенты, финансы, процессы, обучение и рост). Такие показатели могут быть разработаны на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
Измерение деятельности вообще, и сбалансированная система показателей в особенности, имеет большую ценность для руководителей государственных структур в том смысле, что побуждает делать выбор и более тщательно подходить к вопросу об определении приоритетных направлений по удовлетворению общественных потребностей, а также о формулировании миссии организации.
Подавляющее большинство усилий органов власти на практике осуществляется вдогонку происходящим событиям. Разработанные и реализованные программы имели целый ряд системных дефектов. В результате эффект от их осуществления был либо минимальным, либо отрицательным, по многим причинам, но прежде всего, в силу потери времени на выполнение запланированных, неверных идеологически и методологически мероприятий.
Сбалансированная система показателей позволяет принципиально изменить в положительную сторону качество осуществления общественно значимых функций. Именно здесь программно-целевой подход к решению поставленных задач является востребованным и насущным. Такой подход, в том числе, предусматривает скоординированную множественность усилий различных государственных ведомств. Он также позволяет изменить принципы государственной службы. Измерителем работы становится ее конечный результат, рассчитанный заранее и измеряемый качественно и, что, пожалуй, важнее, – количественно.
Приоритеты политики, выраженные в форме разрабатываемых и реализуемых целевых программ, приобретают, таким образом, технологическое воплощение и становятся заметно более реалистичными.