- О КОМПАНИИ
- УСЛУГИ
- РЕШЕНИЯ
- ОТРАСЛИ
- Отрасли
- Банки и финансовые институты
- Государственные органы и национальные компании
- Добывающая и перерабатывающая промышленность
- Легкая и пищевая промышленность
- Масс-медиа и реклама
- Металлургия и химическая промышленность
- Нефть и газ
- Розничная, оптовая торговля и дистрибуция
- Строительство и недвижимость
- Телекоммуникации и ИТ
- Холдинги и управляющие компании
- Электроэнергетика
- Отрасли
- СТАТЬИ И КНИГИ
Источники информации об обменных курсах валют
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБМЕННЫХ КУРСАХ ВАЛЮТ
|
Так как обменные операции ведут большое количество организаций, то естественно, что курсы обмена могут отличаться друг от друга, например, курсы обмена различных банков часто не совпадают между собой. В Российской Федерации качестве основного источника информации для отражения валютных операций используется официальный курс Центрального Банка, устанавливаемый ежедневно.
Иностранные компании могут использовать другие источники информации об обменных курсах для отражения валютных операций, например, Международный Валютный Фонд ежемесячно публикует информацию о средних курсах валют за месяц. Другим источником может выступать одна из нескольких крупнейших мировых бирж в Нью-Йорке, в Лондоне, во Франкфурте-на-Майне, в Токио и другие.
В российском ПБУ 3/95 прямо указывается, что в качестве курса для отражения валютных операций должен использоваться официальный курс Центрального Банка РФ. Стандарты МСФО не указывают источник информации об обменных курсах для компании, и компания может самостоятельно выбрать какой курс использовать.
|
Очень важно, чтобы источник информации использовался последовательно из периода в период, и изменялся только, если дальнейшее использование источника информации нецелесообразно и противоречит главным целям перевода ("сохранение финансовых соотношений"). При смене источника информации этот факт должен отражаться в приложении к бухгалтерской отчетности, так как этот факт может повлиять на оценку состояния предприятия.
В случае если курсы валют, используемые дочерней и головной организациями, не совпадают, то разница, возникающая при переводе отчетности, должна быть отражена в составе прибылей и убытков.
В некоторых странах, например в ЮАР, принято публиковать два курса: курс покупки и курс продажи. В этом случае перед применением курса компания определяет, какой из двух курсов приемлем в данной ситуации. Например,
- для отражения дебиторской задолженности в иностранной валюте необходимо использовать курс покупки (так как если бы нам вырученную в будущем валюту пришлось продать),
- для отражения кредиторской задолженности используется курс покупки (так как если бы для погашения этой задолженности нам пришлось бы купить валюту).
Хотя, кроме официального курса, Центральный Банк имеет свои курсы покупки и продажи валюты, в России все предприятия для отражения валютных операций должны использовать один официальный курс. В случае отклонения курса сделки обмена валюты от официального курса, полученная разница отражается как прибыль или убыток.
Использование компанией в учете двух обменных курсов создает дополнительные проблемы при переводе отчетности. В этом случае могут быть применены следующий подход: для каждой статьи баланса может быть применен соответствующий курс покупки или продажи
Теоретически возможна ситуация, когда Центральный Банк не котирует валюту, из которой или в которую будет осуществляться перевод отчетности. В этом случае предлагается использовать для пересчета показателей кросс-курс, который может быть установлен через какую-нибудь третью валюту, к которой курс существует и может быть достаточно надежно определен. При выборе такой третьей валюты рекомендуется использовать стабильную валюту, чтобы на кросс-курс не повлияли инфляционные эффекты, связанные с этой валютой.
Возможно, что из-за ограниченной конвертируемости официальный курс валюты не отражает реального соотношения двух валют между собой. В этом случае можно воспользоваться суррогатным курсом, полученным на основе индекса инфляции или в пересчете на определенный товар или группу товаров.