Навигация по сайту

Сбалансированная система показателей

 

Сбалансированная система показателей – современная технология эффективного управления, позволяющая компаниям не только разработать выигрышную стратегию, но и успешно ее реализовать.

В настоящее время концепция сбалансированной системы показателей (ССП) – одна из передовых технологий управления на Западе, в рамках которой органично сочетаются:

  • вопросы ориентации на потребности граждан;
  • вопросы финансирования деятельности госструктур, базирующегося на результатах, а не на затратах;
  • вопросы повышения профессионального уровня госслужащих и оптимизации процессов как внутри госструктур, так и между ними.

ССП предусматривает разработку взаимосвязанных стратегических целей в рамках этих перспектив, а достижение этих целей измеряется путем определения оценочных индикаторов (показателей).

В основе сбалансированной системы показателей  для организаций государственного сектора лежит миссия организации. Именно формулирование миссии является ключевым положением в процессе разработки ССП. 

Заявленная миссия должна быть основной целью деятельности организации.  Примерами таких миссий могут быть снижение количества числа бедных, неграмотных, голодающих,  охрана окружающей среды,  охрана здоровья и безопасности жизни.

Более конкретные цели в рамках перспектив должны будут  служить достижению этой миссии.

При формулировании миссии необходимо выделить несколько ключевых стратегических преимуществ и направлений деятельности организации, которые будут  способствовать реализации миссии и выполнению стратегических задач.

Точные  результаты по выполнению миссии организации смогут дать специально разработанные показатели эффективности деятельности в рамках четырех перспектив (клиенты, финансы, процессы, обучение и рост). Такие показатели могут быть разработаны на краткосрочную и среднесрочную перспективы.

Измерение деятельности вообще, и сбалансированная система показателей в особенности, имеет большую ценность для руководителей государственных структур в том смысле, что побуждает делать выбор и более тщательно подходить к вопросу об определении приоритетных направлений по удовлетворению общественных потребностей, а также о формулировании миссии организации.

Сбалансированная система показателей позволяет принципиально изменить в положительную сторону качество осуществления общественно значимых функций.

Именно здесь программно-целевой подход к решению поставленных задач является  востребованным и насущным. Такой подход, в том числе, предусматривает скоординированную множественность усилий различных государственных ведомств. Он также позволяет  изменить принципы государственной службы.

Измерителем работы становится ее конечный результат, рассчитанный заранее и измеряемый качественно и, что, пожалуй, важнее, – количественно.

Приоритеты политики, выраженные в форме разрабатываемых и реализуемых  целевых программ, приобретают, таким образом, технологическое воплощение и становятся заметно более реалистичными.

В отличие от традиционных методов стратегического управления, сбалансированная система показателей использует не только финансовые, но и нефинансовые показатели деятельности организации, отражая четыре важнейших аспекта: 

  • финансы;
  • клиенты;
  • бизнес-процессы;
  • обучение и развитие.

Такой подход дает возможность анализировать стратегические и тактические процессы управления, установить причинно-следственные связи между стратегическими целями предприятия и обеспечить его сбалансированное развитие.

Сбалансированная система показателей предоставляет важное преимущество, обеспечивая тесную взаимосвязь между стратегическими целями предприятия и повседневными действиями каждого работника.

Использование ключевых показателей для оценки деятельности вашей компании в целом, ее подразделений и конкретных специалистов позволяет создать эффективную систему мотивации сотрудников.

Ключевые показатели деятельности компании (KPI), применяемые на всех уровнях управления:

  • позволяют отслеживать реализацию стратегии и корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями;
  • обеспечивают основу для планирования и оценки исполнения бюджета и деятельности каждого сотрудника.

Использование сбалансированной системы показателей дает возможность:

  1. устранить разрыв между стратегией и ее воплощением и понять, как новый проект влияет на достижение стратегических целей;
  2. оперативно реагировать на изменения окружающей среды, оценить их с точки зрения влияния на достижение стратегических целей;
  3. скорректировать существующую стратегию;
  4. повысить эффективность системы стратегического и оперативного управления.

Простота теории сбалансированной системы показателей сочетается со сложностью ее практической реализации.

Специалисты  МАГ КОНСАЛТИНГ обладают уникальным опытом разработки и внедрения сбалансированной системы показателей (ССП) на российских предприятиях разных отраслей.

 Внедрение сбалансированной системы показателей – стратегический проект, поэтому максимальный эффект можно получить через год-полтора после начала проекта. Однако первые результаты будут заметны сразу.

Одним из основополагающих элементов сбалансированной системы показателей является стратегическая карта: диаграмма или рисунок, описывающий стратегию в виде набора стратегических целей и причинно-следственных связей между ними.

При помощи стратегической карты вы сможете донести до сведения отдельных подразделений и сотрудников организации,  их роль в реализации стратегии; объяснить как его индивидуальные цели, проекты и достижения содействуют реализации общей стратегии и ее целей и в конечном счете-успеху всей организации.

МАГ КОНСАЛТИНГ предлагает разработку стратегических карт как для компании в целом, так и для любого уровня управления (включая ССП для каждого сотрудника). 

Четкие причинно-следственные соотношения, отраженные на стратегической карте позволят:

  • комплексно, связно и систематически рассматривать разработанную стратегию;
  • прослеживать как нематериальные активы (например, наличие квалифицированных, работников и клиентских информационных баз данных) преобразуются в материальные результаты (например, в привлечение новых клиентов, за которым последует рост доходов от реализации новых товаров и услуг, что в итоге приведет к повышению уровня прибыли).

Разработка стратегических карт предусматривает:

  1. определение стратегических целей;
  2. определение приоритетных направлений развития;
  3. определение задач, стоящих перед системой управленческого учета;
  4. определение информационных потребностей управления, в полной мере отражающих индивидуальные особенности бизнеса, конкурентную ситуацию и стратегию предприятия.