- О КОМПАНИИ
- УСЛУГИ
- РЕШЕНИЯ
- ОТРАСЛИ
- Отрасли
- Банки и финансовые институты
- Государственные органы и национальные компании
- Добывающая и перерабатывающая промышленность
- Легкая и пищевая промышленность
- Масс-медиа и реклама
- Металлургия и химическая промышленность
- Нефть и газ
- Розничная, оптовая торговля и дистрибуция
- Строительство и недвижимость
- Телекоммуникации и ИТ
- Холдинги и управляющие компании
- Электроэнергетика
- Отрасли
- СТАТЬИ И КНИГИ
Критерии признания нематериальных активов
КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Определение и признание
|
Нематериальный актив - это идентифицируемый неденежный актив без физической формы, содержащийся для использования в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду, или для административных целей.
Нематериальный актив должен признаваться только когда:
- существует вероятность, что будущие экономические выгоды, относящиеся к этому активу, будут поступать в компанию; и
- стоимость этого актива может быть надёжно оценена.
МСФО настоятельно рекомендует не использовать расширенное понятие “нематериальный актив”. Если бухгалтер сомневается в критериях отнесения объекта учёта к нематериальным активам, то необходимо признавать его расходом периода. Нематериальные активы чрезвычайно сложно оценивать и признавать. Именно поэтому в МСФО 38 “Нематериальные активы” часто встречаются неопределённостями типа “в некоторых случаях”, “возможно”, “если”, “иногда трудно оценить”. Примером подобного рода сложностей в признании или оценке являются итоги научно-исследовательских разработок, в результате которых у компании появилось несколько патентов, имеющих разные экономические перспективы и выгоды, и трудно идентифицируемую обособленную себестоимость.
| ||||
| ||||
|
МСФО 38 запрещает относить внутренне созданные названия марок, флаговых заголовков, списки клиентов и аналогичные статьи к активам. С другой стороны исключением из этого правила являются фирменные марки Coca Cola и Pepsi Cola, признанные во всём мире благодаря многомиллионной рекламе. Именно поэтому многие специалисты предлагают ввести в обиход новый нематериальный актив – “фирменная марка”, как полностью отвечающий критериям обособленной идентификации с независимым законным статусом, обеспечивающий доход своему собственнику.
Нематериальный актив должен первоначально оцениваться по себестоимости. Это требование применяется, если нематериальный актив приобретен внешне или произведен внутренне.
Себестоимость приобретённого нематериального актива включает в себя:
- покупную цену;
- импортные пошлины;
- не возмещаемые налоги на покупку;
- прямо относимые затраты на подготовку актива к эксплуатации (например, гонорары за юридические услуги).
Себестоимость нематериального актива обычно не включает в себя проценты по кредиту, если только они не капитализируются в соответствии с альтернативным подходом МСФО 23 “Затраты по займам”.
|
Себестоимость активов, полученных в обмен на другие активы, оценивается по справедливой стоимости переданных в обмен активов.
Себестоимость внутренне созданного нематериального актива включает, если это применимо:
- затраты на материалы и услуги, использованные или потреблённые при создании нематериального актива;
- заработную плату и другие затраты, связанные с работниками, непосредственно занятыми в создании актива;
- любые затраты, которые непосредственно относимы на создаваемый актив, такие как пошлина за регистрацию юридического права и амортизация патентов и лицензий, использованных при создании актива;
- накладные расходы, которые необходимы для создания актива (например, распределение амортизации основных средств, страховых взносов или арендной платы).
Не включаются в себестоимость:
- торговые, административные и другие расходы, которые не могут быть отнесены непосредственно на подготовку актива к использованию;
- неэффективности и первоначальные операционные убытки, понесённые до достижения плановых показателей актива, например, затраты по настройке нового программного обеспечения бухгалтерии, необходимого для нормальной работы финансовых служб;
- затраты на подготовку персонала к эксплуатации актива.
Всё эти затраты должны признаваться расходами периода.
|
Компания решила заняться реализацией пиццы под маркой компании “Новая Пицца”. Стоимость оборудования составила 100,000 руб., стоимость полуфабрикатов для пиццы и упаковки для нее – 30,000 руб., стоимость права использования торговой марки “Дока Пицца” - 50,000 руб.
Проводки будут выглядеть так:
Франшиза Дт “Нематериальные активы” 50,000 руб. Кт “Расчёты с поставщиками” 50,000 руб.
Оборудование Дт “Основные средства” 100,000 руб. Кт “Расчёты с поставщиками” 100,000 руб.
Полуфабрикаты для пиццы и упаковки Дт “Сырьё и материалы” 30,000 руб. Кт “Расчёты с поставщиками” 30,000 руб.
|
Несоответствие критериям признания
Если нематериальный актив не соответствует ни определению, ни критериям для признания нематериального актива, расходы на этот нематериальный актив должны быть признаны как расходы текущего периода в момент, когда они были произведены. Предприятию не разрешается включать эти расходы в стоимость нематериального актива позднее.
Из критериев признания следует, что все затраты на исследование должны быть признаны как расходы текущего периода (в момент, когда они произведены). Аналогичный подход применяется к расходам на запуск, обучение и рекламу и продвижение товара, расходам по перемещению и переорганизации части или всей организации.
Модифицируем приведённый ранее пример.
Руководство компании решило лишь попробовать продажу пиццы как вид своего бизнеса, после чего отказалось от этого направления бизнеса, вернуло оборудование и занялось более перспективной деятельностью. Право на использование товарного знака в этом случае не может трактоваться как нематериальный актив, т.к. с ним не связывается получение будущих долгосрочных экономических выгод.
Проводка по приобретению пиццы и оборудования будет выглядеть так:
Франшиза Дт “Прочие коммерческие расходы” 50,000 руб. Кт “Расчёты с поставщиками” 50,000 руб.
Оборудование Дт “Основные средства” 100,000 руб. Кт “Расчёты с поставщиками” 100,000 руб.
Полуфабрикаты для пиццы и упаковки Дт “Сырьё и материалы” 30,000 руб. Кт “Расчёты с поставщиками” 30,000 руб.
|
Дополнительные указания МСФО
|
Стандарт принимает точку зрения, что затраты на внутренне созданные названия:
- марок,
- периодических изданий,
- заголовков,
- прав на публикацию,
- списков клиентов и
- аналогичных по сути статей
нельзя отличить от затрат на развитие компании в целом и поэтому такие статьи не признаются в качестве материальных активов.
Кроме того, стандарт утверждает, что срок полезной службы нематериального актива может быть очень большим, но всегда имеющим предел.