Навигация по сайту

Критерии признания нематериальных активов

КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Определение и признание

 

Актив – это ресурс, контролируемый компанией в результате прошлых событий и от которого ожидается поступление в компанию экономических выгод.

 

Нематериальный актив - это идентифицируемый неденежный актив без физической формы, содержащийся для использования в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду, или для административных целей.

Нематериальный актив должен признаваться только когда:

  • существует вероятность, что будущие экономические выгоды, относящиеся к этому активу, будут поступать в компанию; и
  • стоимость этого актива может быть надёжно оценена.

МСФО настоятельно рекомендует не использовать расширенное понятие “нематериальный актив”. Если бухгалтер сомневается в критериях отнесения объекта учёта к нематериальным активам, то необходимо признавать его расходом периода. Нематериальные активы чрезвычайно сложно оценивать и признавать. Именно поэтому в МСФО 38 “Нематериальные активы” часто встречаются неопределённостями типа “в некоторых случаях”, “возможно”, “если”, “иногда трудно оценить”. Примером подобного рода сложностей в признании или оценке являются итоги научно-исследовательских разработок, в результате которых у компании появилось несколько патентов, имеющих разные экономические перспективы и выгоды, и трудно идентифицируемую обособленную себестоимость. 

 






МСФО 38

 



МСФО 38(51)

 



МСФО 23

 

 

МСФО 38 запрещает относить внутренне созданные названия марок, флаговых заголовков, списки клиентов и аналогичные статьи к активам. С другой стороны исключением из этого правила являются фирменные марки Coca Cola и Pepsi Cola, признанные во всём мире благодаря многомиллионной рекламе. Именно поэтому многие специалисты предлагают ввести в обиход новый нематериальный актив – “фирменная марка”, как полностью отвечающий критериям обособленной идентификации с независимым законным статусом, обеспечивающий доход своему собственнику.

 

Нематериальный актив должен первоначально оцениваться по себестоимости. Это требование применяется, если нематериальный актив приобретен внешне или произведен внутренне.

Себестоимость приобретённого нематериального актива включает в себя:

  • покупную цену;
  • импортные пошлины;
  • не возмещаемые налоги на покупку;
  • прямо относимые затраты на подготовку актива к эксплуатации (например, гонорары за юридические услуги).

Себестоимость нематериального актива обычно  не включает в себя проценты по кредиту, если только они не капитализируются в соответствии с альтернативным подходом МСФО 23 “Затраты по займам”.

 

Справедливая стоимость - это сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными, действительно желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами.

 

Себестоимость активов, полученных в обмен на другие активы, оценивается по справедливой стоимости переданных в обмен активов.

 

Себестоимость внутренне созданного нематериального актива включает, если это применимо:

  • затраты на материалы и услуги, использованные или потреблённые при создании нематериального актива;
  • заработную плату и другие затраты, связанные с работниками, непосредственно занятыми в создании актива;
  • любые затраты, которые непосредственно относимы на создаваемый актив, такие как пошлина за регистрацию юридического права и амортизация патентов и лицензий, использованных при создании актива;
  • накладные расходы, которые необходимы для создания актива (например, распределение амортизации основных средств, страховых взносов или арендной платы).

Не включаются в себестоимость:

  • торговые, административные и другие расходы, которые не могут быть отнесены непосредственно на подготовку актива к использованию;
  • неэффективности и первоначальные операционные убытки, понесённые до достижения плановых показателей актива, например, затраты по настройке нового программного обеспечения бухгалтерии, необходимого для нормальной работы финансовых служб;
  • затраты на подготовку персонала к эксплуатации актива.

 

Всё эти затраты должны признаваться расходами периода.

 



ПРИМЕР 14-2 

Приобретение нематериального актива

 
 

 


Компания решила заняться реализацией пиццы под маркой компании “Новая Пицца”. Стоимость оборудования составила 100,000 руб., стоимость полуфабрикатов для пиццы и упаковки для нее – 30,000 руб., стоимость права использования торговой марки “Дока Пицца” - 50,000 руб.

 

Проводки будут выглядеть так:

 

Франшиза

Дт “Нематериальные активы”                  50,000 руб.

   Кт “Расчёты с поставщиками”                             50,000 руб.

 

Оборудование

Дт “Основные средства”                              100,000 руб.

   Кт “Расчёты с поставщиками”                             100,000 руб.

 

Полуфабрикаты для пиццы и упаковки

Дт “Сырьё и материалы”                            30,000 руб.

   Кт “Расчёты с поставщиками”                             30,000 руб.

 

 

 

Несоответствие критериям признания

Если нематериальный актив не соответствует ни определению, ни критериям для признания нематериального актива, расходы на этот нематериальный актив должны быть признаны как расходы текущего периода в момент, когда они были произведены. Предприятию не разрешается включать эти расходы в стоимость нематериального актива позднее.

Из критериев признания следует, что все затраты на исследование должны быть признаны как расходы текущего периода (в момент, когда они произведены). Аналогичный подход применяется к расходам на запуск, обучение и рекламу и продвижение товара, расходам по перемещению и переорганизации части или всей организации.

 Модифицируем приведённый ранее пример.

 



ПРИМЕР 14-3 

Несоответствие критериям признания нематериального актива

 
 

Руководство компании решило лишь попробовать продажу пиццы как вид своего бизнеса, после чего отказалось от этого направления бизнеса, вернуло оборудование и занялось более перспективной деятельностью. Право на использование товарного знака в этом случае не может трактоваться как нематериальный актив, т.к. с ним не связывается получение будущих долгосрочных экономических выгод.

 

Проводка по приобретению пиццы и оборудования будет выглядеть так:

 

Франшиза

Дт “Прочие коммерческие расходы”                        50,000 руб.

   Кт “Расчёты с поставщиками”                                             50,000 руб.

 

Оборудование

Дт “Основные средства”                                             100,000 руб.

   Кт “Расчёты с поставщиками”                                             100,000 руб.

 

Полуфабрикаты для пиццы и упаковки

Дт “Сырьё и материалы”                                            30,000 руб.

   Кт “Расчёты с поставщиками”                                             30,000 руб.

 

 

 

Дополнительные указания МСФО

МСФО 38

 

 

Стандарт принимает точку зрения, что затраты на внутренне созданные названия:

  • марок,
  • периодических изданий,
  • заголовков,
  • прав на публикацию,
  • списков клиентов и
  • аналогичных по сути статей

нельзя отличить от затрат на развитие компании в целом и поэтому такие статьи не признаются в качестве материальных активов.

Кроме того, стандарт утверждает, что срок полезной службы нематериального актива  может быть очень большим, но всегда имеющим предел.