Навигация по сайту

Отчетность по сегментам

 

ОТЧЕТНОСТЬ ПО СЕГМЕНТАМ

Если деятельность компании, холдинга, финансово-промышленной группы диверсифицирована, то ее подразделения, управляемые различными группами руководителей, могут показывать отличные друг от друга показатели прибыльности. Как правило, эти подразделения ведут себя как самостоятельные компании, формально объединенные в единую организацию. Различия в уровне риска, показателях роста и рентабельности подразделений не могут быть оценены на основе сводной консолидированной отчетности.

Поэтому Комитет по МСФО разработал стандарт, в соответствии с которым диверсифицированные компании должны представлять дополнительную информацию по наиболее важным направлениям своей деятельности.

Направление деятельности считается важным, если объем продаж по этому направлению, прибыли или активы составляют не менее 10% от показателей, измеренных для компании в целом.

Операционная прибыль = Валовая прибыль + операционные доходы и расходы

 

 

 

Информация, подлежащая раскрытию, включает в себя:

  • доход от реализации,
  • операционную прибыль
  • стоимость активов по основным классам.

Не рекомендуется приводить данные более чем по 10 основным направлениям деятельности компании, поскольку это затрудняет процесс их восприятия пользователем. Однако сегментный отчет должен охватывать не менее 75% общего объема продаж.

Сегментный отчет может включаться в заверенные независимым аудитором финансовые отчеты или представляться отдельно.

Подготовка и представление сегментного отчета сопряжены с определенными трудностями:

  • Во-первых, трудно определить, какие направления деятельности следует включать в отчет. Поскольку даже занятые одними видами деятельности компании имеют различную организационную структуру, то их сегментные отчеты могут значительно различаться.
  • Во-вторых, необходимо учитывать различия в методах трансфертного ценообразования при торговле товарами между подразделениями одной компании.
  • В-третьих, возникает проблема распределения общих расходов между различными подразделениями компании, например, общехозяйственных расходов.

Несмотря на указанные сложности, представление сегментных отчетов значительно облегчает процесс принятия рациональных экономических решений.

С одной стороны, пользователи финансовой информации заинтересованы в получении наиболее полных и точных данных относительно положения компании. С другой стороны, компании стремятся скрыть большую часть информации. Задачей Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности является нахождение компромисса между интересами пользователей финансовой информации и интересами компании.