Дистрибуция, как правило, это территориально распределенный вид бизнеса, и именно поэтому для компаний, работающих в сфере дистрибуции, логистика является одним из самых важных аспектов бизнеса, так как от стабильности и своевременности закупок и поставок напрямую зависит удержание старых и приток новых клиентов, а от себестоимости логистических операций - рентабельность предприятий. Как показывает опыт зарубежных дистрибьюторских компаний, до 80% доходной части компании может обеспечиваться за счет оказания логистических услуг. Многие зарубежные компании, особенно американские, из чисто дистрибьюторских компаний со временем эволюционировали в логистических операторов, например: Exel, SuperValu и частично McLane.
Суть управления логистическими цепочками заключается в планировании, отслеживании и обеспечении эффективности движения товарно-материальных ценностей между поставщиками, производителем, дистрибьюторами и дилерами – вплоть до конечного потребителя. Четкая и эффективная организация логистических цепочек становится очень важным фактором повышения конкурентоспособности.
В настоящее время в России насчитывается более 6000 дистрибьюторских фирм, многие из которых находятся в стадии консолидации, другие на стадии построения специализированных видов бизнеса, в частности логистической специализации. Почему же именно логистический фактор становится критичным для оптово-дистрибьюторских компаний? Можно привести целый ряд аргументов:
1. Затраты на логистику составляют значительную долю в цене реализуемого товара. Если попытаться оценить, во сколько обходятся компании логистические операции, какова их себестоимость, то мы увидим - расходы на логистику составляют существенную часть издержек предприятия, особенно в сфере дистрибуции. Поэтому даже небольшое их уменьшение способно на ощутимо повысить чистую прибыль. Оптимизация с использованием информационных технологий уменьшает себестоимость отдельных логистических операций, фрагментов логистических цепочек и целых процессов, влияет на совокупные логистические издержки.
2. Не менее значимый фактор — ускорение логистических процессов, которое достигается как за счет уменьшения времени на выполнение логистических операций, так и за счет оптимизации процессов, обеспечивающих движение товаров и грузов, что в свою очередь помогает завоевать симпатии клиентов. В условиях сильной конкуренции это весомый довод для дистрибьюторов, которые намерены повысить эффективность своего бизнеса.
3. Еще один аргумент — повышение стабильности поставок. В самом деле, кому из дистрибьюторов не хотелось бы, чтобы имя его компании ассоциировалось с надежностью, стабильностью поставок? Конечно, это во многом зависит и от дисциплинированности партнеров, с которыми работает компания, но не стоит недооценивать собственные возможности по контролю за движением товаров и грузов. Сбои внутри логистических цепочек — увы, не редкость, но в оптимизированной цепочке возможно компенсировать их влияние на процесс в целом, используя для этого планирование, близкое к реальному времени.
4. Одним из основных направлений стратегии дистрибутивных предприятий становится концентрация на приоритетных видах бизнеса и операциях, в частности в логистике. Это способствует рациональному распределению ресурсов предприятия на те виды бизнеса, которые являются конкурентоспособными и в которых у фирмы есть определенные преимущества или другими словами «ключевыми компетенциями» (core competence).
5. Другой важный аспект – необходимость использования новейших информационных технологий для оптимизации. Современная цепочка поставок вряд ли будет эффективно функционирования в условиях «лоскутной» автоматизации компаний-участников, что для России – скорее норма. Но это приведет к тому, что компания не будет располагать точной и оперативной информацией о ресурсах и, соответственно не сможет повлиять нужным образом на логистические процессы.
Конкуренция в дистрибуции набирает обороты, и процесс этот усиливается. Для повышения конкурентоспособности дистрибьюторов сегодня необходима эффективная организация совместной деятельности всех подразделений компании. Современные тенденции развития рынка ставят дистрибьюторские компании перед необходимостью повышения эффективности своих логистических цепочек, что предполагает исключение непроизводительных операций, минимизацию расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов по всей цепи поставок от поставщика до потребителя. Рационально управляя запасами продукции в закупках и дистрибуции, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций торговой компании на рынке.
МАГ КОНСАЛТИНГ предлагает ряд методик по оптимизации работы дистрибьюторов, разработанные с учетом передового опыта, которые позволяют достигнуть следующих результатов:
- добиться сокращения логистических издержек и снижения общих затрат путем последовательного анализа и оптимизации наценки всех звеньев цепи «производитель - потребитель» (снижение издержек в цепочке добавленной стоимости);
- повысить качество и оперативность работы логистических служб за счет оптимизации и автоматизации бизнес-процессов;
- получать оперативную информацию о состоянии материальных и сопутствующих (информационных и финансовых) потоков для принятия управленческих решений;
- избежать возникновения узких мест в процессе сбыта и поставок;
- в итоге - увеличить общие доходы компании, снизить издержки и усилить стратегические преимущества.