Управленческий консалтинг

Контакты

Россия 109240, Москва, ул.Верхняя Радищевская д.7 стр.3, тел. +7(495)2323624
[email protected]
Казахстан 010000, Астана, ул.Кунаева 14/1, ЖК Нурсая, офис 1, тел. +7(7172)794970, +7(701)5222223
[email protected]

На правах рекламы

Свежая информация упаковка для конфет купить на сайте.

О. Кафидова "Теория и практика налогового учета основных средств в ERP-системах"

Теория и практика налогового учета основных средств в ERP-системах

Ольга Кафидова, консультант МАГ КОНСАЛТИНГ

 

Статья опубликована в «Финансовой газете», №36, 2003


Вступление в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с января 2002 г. стало серьезным испытанием как для российских систем управления предприятием, которые в связи с этим претерпели значительные доработки, так и для западных ERP-решений. Специалистам по внедрению в России западных ERP-систем пришлось оперативно искать новые решения для реализации современного налогового учета на базе существующей бизнес-логики системы. Сегодня поддержка ведения налогового учета является одним из основных требований организаций к системе управления предприятием.

Реализация налогового учета в ERP-системе по сути означает разработку отдельной концепции учета в дополнение к существующей концепции бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет по многим параметрам несовместим с налоговым (учет расходов будущих периодов, нормируемых расходов, основные средства). Для организаций это означает необходимость параллельного ведения двух различных видов учета. В данной статье мы уделим особое внимание проблемам налогового учета основных средств в ERP-системах.

Налоговый учет основных средств с точки зрения ERP-систем

Рассмотрим, какие принципиальные отличия возникают между налоговым и бухгалтерским учетом основных средств:

* согласно главе 25 НК РФ амортизируемое имущество нужно распределять по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования основных средств определяется налогоплательщиком самостоятельно, но в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1.01.02 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Всего в главе 25 НК РФ предусмотрено десять амортизационных групп, по каждой из которых установлены верхние и нижние границы срока полезного использования, допустимые методы начисления износа, способы отражения в учете затрат на ремонт;

* в налоговом и бухгалтерском учете для одних и тех же основных средств могут использоваться разные схемы начисления износа. Понятие «схема начисления износа» включает метод начисления износа (линейный, нелинейный), срок начисления износа, норму износа;

* в налоговом и бухгалтерском учете финансовые данные (первоначальная стоимость, сумма дооценки) для одних и тех же основных средств могут различаться;

* для определения сумм ежемесячно начисляемого износа в налоговом учете применяется не норма износа, а срок полезного использования основного средства, выраженный в целых годах;

* для налогового учета необходимо вести регистры основных средств, а также существуют специфические отчетные формы.

Для налогового и бухгалтерского учета основных средств обычно используются два независимых по схемам амортизации и финансовым данным набора карточек. Это достаточно очевидное практическое решение. В налоговом и бухгалтерском учете при этом независимы процедуры ввода первоначальной стоимости основных средств, изменения стоимости основных средств, начисления амортизации и, следовательно, выбытия основных средств. Таким образом достигается необходимая параллельность бухгалтерского и налогового учета основных средств.

Реализация обозначенной идеи ведения налогового учета основных средств в ERP-системе заключается в использовании:

* отдельной базы данных в ERP-системе для налогового учета. Данное решение не исключает копирования/переноса информации из базы данных бухгалтерского учета в базу данных налогового учета (например, это актуально для процедуры ввода в эксплуатацию);

* разных схем начисления износа для одного и того же основного средства. Обычно в информационной системе (Navision Axapta, SunSystems) существует возможность отражать операции для каждого основного средства одновременно по нескольким валютам, схемам амортизации и стоимостным показателям.

В Navision Axapta используются модели учета, по которым и выполняется начисление износа. Для налоговой модели учета («TAX») определяются амортизационные группы по российскому законодательству (рис. 1).

Puc. I

В SunSystems существует возможность использовать карточку основного средства бюджетной книги, которая может иметь отличный от основной карточки метод износа, норму и срок начисления износа(рис. 2).

Рис. 2

Аналитические коды в ERP-системе (в примере обозначена 02-я налоговая группа - значение поля «Tax Group») обеспечивают распределение основных средств на амортизационные группы по сроку полезного использования.

Настройка налогового учета основных средств в СДР-системах

На практике настройка налогового учета основных средств в ERP-системе включает следующие этапы.

Формирование базы данных для ведения налогового учета амортизируемого имущества на основании данных бухгалтерского учета. Этот этап обычно является наиболее трудоемким и подразумевает разбивку существующих основных средств на налоговые группы, определение срока амортизации и первоначальной стоимости объектов по налоговому учету. Здесь важно внимательно отнестись к существующим в российском законодательстве правилам ведения налогового учета:

· не все основные средства в налоговом учете являются таковыми для бухгалтерского учета и наоборот. В п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что под основными средствами в целях налогового учета понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, применяемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. В состав амортизируемого имущества также не включается имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 000руб. включительно, стоимость такого имущества включается в состав расходов в полной сумме при вводе в эксплуатацию. Принципы принятия основных средств к бухгалтерскому учету определяются учетной политикой организации;

· особое внимание следует обратить на основные средства, введенные в эксплуатацию до января 2002 г. Эти основные средства принимаются к налоговому учету по остаточной стоимости в бухгалтерском учете на 1 января 2002 г.;

· первоначальная стоимость основных средств в налоговом и бухгалтерском учете может быть различной. По НК РФ первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов. Таким образом, нужно учесть следующие варианты:

a) стоимость основного средства в налоговом учете равна стоимости основного средства в бухгалтерском учете;

b) стоимость основного средства в налоговом учете меньше стоимости основного средства в бухгалтерском учете;

c) стоимость имущества в бухгалтерском учете относится к затратам текущего периода, а для целей налогового учета оно признается амортизируемым имуществом;

d) для целей бухгалтерского учета имущество признается амортизируемым, а для целей налогового учета оно относится к затратам текущего периода.

Пример. Основное средство должно быть введено в эксплуатацию в бухгалтерском учете по стоимости 15 000 руб. В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства принимается равной 14 000 руб., а в составе расходов отражается часть стоимости основного средства - 1000 руб. (вариант b).

Настройка процедур копирования и переноса данных из бухгалтерского учета в налоговый. Во избежание двойного ввода информации (в бухгалтерский и в налоговый учет) на этапе настройки желательно предусмотреть копирование справочной и финансовой информации из бухгалтерского учета в налоговый учет.

Пример. Основное средство должно быть принято к бухгалтерскому и налоговому учету по одинаковой стоимости. Процедуру ввода в эксплуатацию вручную можно выполнить только в бухгалтерской базе данных. В налоговом учете ввод в эксплуатацию может быть выполнен автоматически по данным бухгалтерского учета.

Для удобства работы пользователей можно предусмотреть автоматическое заполнение некоторых полей карточки основного средства (метод начисления износа, срок окончания износа) на основе указанной ранее пользователем налоговой группы.

Пример. Пользователь при вводе данных об основном средстве указал вторую налоговую группу и первый период начисления износа - 10/2003. В соответствии с главой 25 Н К РФ вторая группа должна амортизироваться свыше 2 лет до 3 включительно. Информационная система на основе алгоритмов (для второй налоговой группы определен срок начисления износа - 3 года) может автоматически заполнить поле «Последний период начисления износа» рассчитанным значением 09/2006 (10/2003 + 3 года).

Настройка отчетных форм.

Пример. Контролирующим органам непременно потребуется информация об основных средствах с разбивкой по налоговым группам.

О. КАФИДОВА Компания МАГ КОНСАЛТИНГ