Разговор на языке стратегических целей. Опыт крупного агентства недвижимости
Динамично меняющаяся экономика заставляет бизнес выдерживать высокие темпы развития. Даже тем компаниям, которые занимают прочные позиции на рынке, приходится постоянно совершенствоваться, расти – иначе будущее может наступить раньше, чем руководители будут к нему готовы.
На сегодняшний день эффективное управление финансами и инвестиции в физические активы часто оказываются недостаточными условиями для приобретения стабильных конкурентных преимуществ. Четкая стратегия, продуманная управленческая структура, отлаженность бизнес-процессов и эффективная система мотивации персонала – вот основные факторы, которые позволят компании удерживать лидирующие позиции на рынке и окажут положительное влияние на ее стоимость в будущем.
По мнению многих специалистов, наиболее эффективной управленческой технологией, помогающей решать указанные задачи, является сбалансированная система показателей (ССП). В основе построения ССП лежат «краеугольные камни» функционирования организации, такие как миссия, видение и стратегия.
Для компаний, работающих в сфере услуг – более динамичной, чем другие отрасли, – внедрение управленческих технологий является особенно эффективным решением. Риэлторский бизнес не исключение.
Легко ли быть лидером
Московский риэлторский рынок перенасыщен сотнями мелких и средних агентств недвижимости, но особенно пристальное внимание приковано к единицам – лидерам рынка.
Компания «Домострой» существует на рынке недвижимости с 1994 года. За годы работы организация прошла путь от небольшого агентства до крупного холдинга, входящего в пятерку лидеров риэлторского и строительного рынка. Занять лидирующие позиции в своей отрасли компания смогла благодаря не только четко продуманной стратегии завоевания рынка, но и постоянному совершенствованию своей внутренней структуры.
В 2003 году руководство Домостроя пришло к выводу, что компании необходима система оценки эффективности деятельности, которая будет охватывать не только финансовые, но и нефинансовые показатели (степень удовлетворенности покупателей, эффективность внутренних бизнес-процессов, потенциал сотрудников).
Секрет сбалансированной системы показателей
«Перед тем как принять решение, я изучил большое количество информации, – вспоминает Дмитрий Молчанов, генеральный директор компании «Домострой». – Рынок сейчас не испытывает недостатка в различных системах управления, но только в ССП я нашел все необходимые элементы, позволяющие отражать бизнес-процессы компании в едином стратегическом плане… В области теории ССП я был подкован. Прочитал все книги «отцов-основателей» концепции: Роберта Каплана и Дэвида Нортона. Оставалось найти практиков, имеющих опыт внедрения ССП в российских компаниях».
Зимой 2003 года выбор был сделан в пользу консалтинговой фирмы МАГ КОНСАЛТИНГ, которая не только обладала опытом выполнения проектов по повышению эффективности стратегического и оперативного управления, но и имела собственную методологию внедрения ССП.
«Секрет сбалансированной системы показателей заключается в том, – говорит Андрей Гершун, управляющий партнер МАГ КОНСАЛТИНГ, – что теория очень проста, но при ее реализации появляется много нюансов, связанных с отраслевой спецификой компании, со стилем управления и многими другими факторами. Необходимо все учесть, рассмотреть все варианты решения той или иной задачи, а для этого нужен опыт, навыки. Мы пришли в компанию «Домострой» с проверенной методологией, наработанной при реализации предыдущих проектов».
Каждый проект МАГ КОНСАЛТИНГ по построению сбалансированной системы показателей начинается с обучающих семинаров по теории и практическому использованию ССП, предназначенных для топ-менеджмента компании-клиента. Параллельно с этим проводится анкетирование менеджеров высшего и среднего звена. Вопросы касаются стратегических целей, миссии и видения компании. Многие идеи, полученные в процессе анкетирования, затем используются для построения системы показателей.
В «Домострое» анкетирование и обсуждение проходили в рамках собраний топ-клуба, состоящего из генерального директора и руководителей всех подразделений компании. «Проведение собраний топ-клуба на регулярной основе достаточно эффективно для развития компании, – отмечает Ирина Абрамова, старший менеджер МАГ КОНСАЛТИНГ. – Способность руководителя выслушивать мнение своих сотрудников и принимать их инициативы является важным показателем зрелости управления, который, безусловно, оказывает положительное влияние на процесс внедрения ССП».
Продолжение следует...
Мария Фурсеева
|