Разговор на языке стратегических целей. Опыт крупного агентства недвижимости
Окончание. Начало в предыдущем выпуске.
Трудности нефинансовых расчетов
Сформулировав стратегические цели, миссию и основные ценности компании «Домострой», команда проекта приступила к построению сбалансированной системы показателей. Сначала была создана ССП для компании в целом, затем – для отдельных подразделений.
Стратегическая карта, представляющая цели компании в четырех ключевых перспективах: финансы, клиенты, процессы и развитие, была сразу построена так, что не требовала изменений. Многие показатели, напротив, впоследствии пришлось доработать. В частности, для расчета некоторых из них (главным образом нефинансовых) трудно было собирать информацию.
Ряд показателей требовал бюджетных расчетов, поэтому одновременно с построением ССП в компании начался проект по внедрению системы бюджетирования.
От целей к показателям
Для пилотных проектов по созданию ССП в подразделениях были выбраны отдел управления операциями с недвижимостью и отдел управления персоналом.
Для построения ССП в подразделениях используется обычно один из трех методов:
- Цели формализуются для каждого подразделения в отдельности. Такая система применима в многопрофильном холдинге, каждая из бизнес-единиц которого имеет свои специфические цели, напрямую не связанные с целями головной организации
- На подразделения каскадируются цели и показатели всей компании
- Для каждого подразделения создается своя стратегическая карта, при этом формируются три группы целей: стратегические цели, соответствующие целям головной организации; цели, требующие участия других подразделений; стратегические цели, которые относятся только к данному подразделению
Выбор подхода зависит от специфики компании. «Если организация является единым целым с точки зрения бизнес-процессов, в ней можно каскадировать показатели. Компаниям, которые включают в себя разнородные бизнесы, я бы рекомендовал рисовать отдельные стратегические карты», – отмечает Андрей Гершун, управляющий партнер МАГ КОНСАЛТИНГ.
Поскольку компания «Домострой» является многопрофильным холдингом, но при этом все ее бизнес-единицы относятся к одной отрасли, консультанты предложили каскадировать цели на подразделения.
В процессе построения ССП для подразделений было разработано около 20 показателей, на данный момент используется примерно половина из них.
«Такая ситуация сложилась из-за того, что в процессе разработки мы ориентировались в первую очередь на стратегические цели, а не на реальные информационные возможности компании, – отмечает Андрей Гершун. – Однако Домострой не собирается отказываться от показателей, по которым пока невозможно получить данные; в планах компании – создание единой системы сбора информации».
Мы теперь говорим на одном языке
Благодаря активной совместной работе консультантов и представителей компании-клиента проект удалось реализовать в сжатые сроки. В настоящее время информация по показателям собирается со всех подразделений, для расчета ряда показателей используется система бюджетирования, внедренная в компании параллельно с ССП.
«Безусловно, сбалансированная система показателей не решила всех задач, которые перед ней ставились, – говорит Дмитрий Молчанов, генеральный директор компании «Домострой». – Но это проблема временного характера: компания пока не имеет всех ресурсов, необходимых для реализации ССП. Тем не менее, мы достигли других важных для нас результатов: появился единый «управленческий язык» для менеджеров компании; были определены ключевые приоритеты в деятельности каждой бизнес-единицы; мышление руководителей компании стало более стратегическим и масштабным. Показатели вошли в нашу жизнь, и сейчас мы уже говорим на новом языке – языке стратегических целей».
Мария Фурсеева
|