Сбалансированная система показателей… за полтора часа
Вы уже знакомы с концепцией сбалансированной системы показателей? Признайтесь, сколько мероприятий, посвященных этой теме Вы посетили? Как много книг и статей прочли? И на все ли свои вопросы получили ответы? Удалось ли понять, какие преимущества получит именно ваше предприятие в результате внедрения ССП?
Опыт показывает, что далеко не всегда теоретические знания могут дать полное представление о предмете изучения, особенно когда это некая методика или технология. Большинство преподавателей рассматривают наиболее типичные примеры, а ответить на все вопросы слушателей просто физически не в состоянии. Однако это не значит, что решить задачи своей компании в ходе учебного мероприятия невозможно.
В рамках весеннего IT-Форума Андрей Гершун, управляющий партнер компании МАГ КОНСАЛТИНГ, провел необычное мероприятие. Вместо теоретического семинара слушатели оказались на мастер-классе, где каждый получил возможность смоделировать мини-проект по внедрению ССП в своей компании, с учетом ее потребностей и особенностей.
Конечно, провести полноценный проект за полтора часа невозможно. Однако этого времени оказалось достаточно, чтобы ознакомиться с процессом внедрения ССП, от формулирования миссии компании до создания стратегических карт; оценить сложности, которые могут возникнуть в ходе проекта в конкретной компании.
В рамках мастер-класса участникам было предложено остановиться на нескольких основных этапах внедрения сбалансированной системы показателей. Во-первых, им предстояло формализовать стратегию своей компании, в соответствии с требованиями концепции ССП. Затем участники с помощью ведущего создавали наборы показателей для стратегических целей своих компаний; планировали процесс внедрения, сбора информации о показателях. В завершение слушатели смогли оценить стоимость проекта и реализации намеченной стратегии.
Формулируя стратегию, участники рассматривали четыре основных аспекта деятельности своей компании: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие. После того как были расписаны стратегические цели для подразделений, началась работа с показателями. Слушатели выбирали две цели: простую, численно измеримую, и сложную, нематериальную, и определяли показатели, позволяющие отслеживать процесс достижения этих целей.
В заключительной части мастер-класса каждому предлагалось оценить стоимость «реализованного» проекта. Пройдя через все этапы реализации, участники могли относительно точно определить, как долго будет проходить проект, какие изменения он повлечет за собой, насколько целесообразно привлечение к работе внешних консультантов.
Большое внимание на мастер-классе было уделено вопросам окупаемости внедрения ССП, преимуществам, которые компания получит в результате внедрения.
Судя по отзывам участников семинара, состоявшийся мастер-класс позволил им буквально прочувствовать каждый этап процесса внедрения; научил ставить «правильные» вопросы, необходимые для успешной реализации проекта; дал возможность заранее выявить сложности, с которыми каждый столкнется при внедрении ССП в своей компании.
В ходе мастер-класса обнаружилась еще одна важная положительная сторона такой формы обучения. Работая над своими проектами, руководители имели возможность обсудить возникающие вопросы и сложности с преподавателем и другими участниками. Творческая атмосфера дискуссии способствовала нахождению оптимальных ответов и решений.
Все вышесказанное дает основания предположить, что эксперимент, проведенный компанией МАГ КОНСАЛТИНГ, прошел удачно и будет иметь продолжение.
|