Навигация по сайту

Закупки сложных (инновационных) услуг

В последние  годы,  при проведении закупок сложных инновационных товаров и услуг государственные организации и компании с государственным участием сталкиваются с требованиями законодательства регулирующего закупочную деятельность (федеральные законы, регулирующие закупки в государственных компаниях 223-ФЗ, 94-ФЗ). Если процедура закупки стандартных товаров и услуг не вызывает особых проблем, то при закупке инновационных услуг, проведение качественного отбора с соблюдением всех регулирующих требований может вызывать определенные сложности. При этом существует большой риск снижения важности содержания в сторону формальной части закупочного процесса.  

Особенности закупок сложных инновационных услуг

Закупка сложных инновационных услуг сопровождается целым рядом моментов, таких как:

  • Сложность в выборе и оценке перспективных проектов, так как сравнение и оценка происходит  одновременно по многим важным критериям, среди которых в первую очередь важна способность исполнителей не просто выполнить требуемую задачу в заданный срок с высоким качеством, но и выдать требуемый содержательный результат;
  • Сложность в формирование конкурсного задания на сложные инновационные услуги, которая выражается в постановке задачи, разработки технического задания и выборе критериев для оценки проектов;
  • Тривиализация конкурса проектов, при которой инициатор всегда будет претендовать на исполнение работы;
  • Возникновение конфликта интересов, когда одни и те же люди являются инициаторами проектов и принимают решения, что именно эти проекты реализуют программные цели;
  • Отсутствие публичной процедуры подачи заявки и прозрачного процесса выбора проектов, что в свою очередь может вызвать обоснованные подозрения у общественности и акционеров в неэффективности закупочного процесса организации.

При существующей неоптимальной системе закупок компания может упустить целый ряд возможностей:

  • Отсутствие конкурса идей – даже отличные проекты не могут попасть в рассмотрение «с улицы»;
  • Не поощряется и не организуется открытый процесс вовлечения специалистов рынка в создание проектов;
  • Метрики эффективности не являются неотъемлемой частью замысла проекта, что не позволяет оценить эффективность программы закупаемых сложных инновационных услуг.

Оптимальная система закупок должна поддерживать прием и рассмотрение качественных релевантных предложений, при этом отклонять предложения,  которые не связаны с целями и задачами деятельности организации, а так же выявлять предложения требующие доработки.

Комплексное решение

Для решения этих проблем, предлагается разработать комплекс мероприятий, включающий в себя разработку необходимых регламентов, поддерживающих проведение закупок сложных товаров и услуг, а так же,  внедрение программного обеспечения автоматизирующего документооборот бизнес-процесса закупок.

Отличительной особенностью нашего предложения является ориентированность его именно на закупки сложных инновационных услуг. 

Разработанный комплект услуг базируется на формуле STARS, используемой  специально для оптимизации закупок. Формула STARS включает в себя:

  1. Определение потребностей;
  2. Преобразование потребностей  в модель принятия решений;
  3. Проведение объективного анализа предложений;
  4. Ранжирование предложений в соответствии с моделью принятия решений;
  5. Выбор лучшего предложения,  дающего наилучший результат при минимальной цене.

При формировании стратегического бизнес-плана, вся деятельность разбивается на отдельные программы, по которым будут проводиться закупки, и входящие  в них отдельные стратегические инициативы. В рамках каждой инициативы выделяются основные приоритетные направления ее реализации, включающие в себя  KPI  и целевые значения для каждого направления. При наличии  описанных направлений деятельности и KPI  закупка сложных инновационных услуг реализуется с помощью «двухэтапных конкурентных переговоров» согласно 223-ФЗ. В качестве требования к конкурсной заявке указываются описание приоритетного направления и его KPI. Важную роль в отборе предложений и мониторинге их эффективности играют KPI, которые устанавливаются руководством компании на предстоящий период и являются частью стратегического бизнес-плана. KPI должны быть основой для выбора, контроля и мониторинга закупок.

Предложение

На базе опыта выполненных проектов компанией  МАГ КОНСАЛТИНГ разработан комплект внутренних документов по закупке сложных инновационных услуг, а так же регламенты по  реализации  бизнес-процесса закупок и мониторингу исполнения закупленных услуг.

Бизнес-процесс закупок поддерживается информационной системой электронного документооборота, при этом в системе  реализуются необходимые формы и маршруты бизнес-процесса закупки.