Методика создания сбалансированной системы показателей для ИТ-подразделения крупной компании
Большинство проектов по построению сбалансированной системы показателей (ССП) начинается с обучающих семинаров по теории и практическому использованию ССП, предназначенных для топ-менеджеров и ключевых сотрудников компании. По такому пути пошло и российское подразделение корпоративной информации и процессов компании Siemens: руководство департамента обратилось в консалтинговую фирму МАГ КОНСАЛТИНГ с запросом на проведение двухдневного семинара по разработке сбалансированной системы показателей для руководителей подразделения. Семинар послужил подготовительным этапом проекта внедрения ССП: большинство информации, полученной в ходе мозговых штурмов, в дальнейшем использовалась на проекте.
Предварительно проанализировав отраслевые и индивидуальные особенности подразделения, специалисты МАГ КОНСАЛТИНГ адаптировали программу курса, в которую входили два блока: теоретическая часть (лекции) и практическая (мозговые штурмы и индивидуальная работа). Семинар был построен таким образом, что лекционная часть чередовалась с тренингами по созданию стратегических карт и разработке системы показателей (табл. 1).
В рамках семинара была проведена серьезная работа по моделированию сбалансированной системы показателей. В результате были сформулированы миссия и видение; определены стратегические цели, единые для всего подразделения; разработан прототип стратегической карты; определены показатели; рассмотрен процесс каскадирования ССП на отдел по управлению бизнес-процессами (BSM, Business Systems Management).
"Наше знакомство со сбалансированной системой показателей до проведения семинара было достаточно поверхностным, -отмечает Сергей Пегасов, директор департамента СЮ, - поэтому консультанты большое внимание уделили теоретическим основам ССП и ее практическому использованию в других компаниях. Наряду с этим нам очень важно было попрактиковаться в построении ССП, что мы и делали в процессе мозговых штурмов и при индивидуальной работе в группах по два человека. Таким образом, был выдержан разумный баланс между теоретической и практической частью".
Таблица 1
Прошлое, настоящее, будущее
Первым этапом работы в рамках мастер-класса стало формулирование миссии и видения. Как известно, миссия ориентирована не только на определение видов бизнеса и рынков, с которыми связана деятельность компании. В миссию включаются методы, с помощью которых организация собирается развиваться в будущем. Миссия также служит обоснованием стратегических целей компании.
В рамках разработки миссии участники попытались определить основных "выгодополучателей" от деятельности подразделения. В результате все клиенты подразделения CIO были поделены на шесть групп: пользователи SAP и инфрастуктуры, бизнес-подразделения, внешние аффилированные клиенты и другие компании в СНГ, бизнес-партнеры, руководство регионального офиса и руководство корпорации. Деятельность подразделения рассматривалась с позиции каждой группы. Так, его роль в работе бизнес-подразделения была определена как "обеспечение эффективного совместного использования ИТ-инфраструктуры, обеспечение прозрачности и планирования инвестиций на ИТ"; в деятельности руководства регионального офиса - как "обеспечение непрерывности и целостности бизнеса" и "предоставление информации для управления бизнесом".
Окончание в следующем номере Мария Фурсеева
|