Средство исполнения желаний
"Представьте себя в кабине современного реактивного самолета, в которой на приборной доске один-единственный датчик. Захотите ли вы отправиться на таком самолете в полет?.." С этого простого, почти риторического, вопроса начинается известная книга Д.Нортона и Р.Каплана "Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию" (М., Олимп-Бизнес, 2003). Ответив на него, руководитель фактически дает ответ, нужна ли его компании сбалансированная система показателей (ССП) - инструмент управления, который позволяет видеть "все необходимые датчики, обеспечивающие разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "ходе выполнения полета".
Интересно, что в России первопроходцами в области ССП стали не только крупные, но и средние компании. В 2003 году компания МАГ КОНСАЛТИНГ помогла в успешном внедрении системы показателей универсальному системному интегратору - компании Computer Mechanics. Computer Mechanics работает на российском компьютерном рынке с 1992 года, реализуя "под ключ" технически сложные проекты в области компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Проект стартовал в марте 2003 года. В качестве первого шага консультанты провели ознакомительный семинар по теории и практике построения сбалансированных систем показателей. В процессе деловой игры, состоявшейся в рамках семинара, участниками были сформулированы цели акционеров и руководства компании в этом проекте:
1. Создание такой системы взаимодействия и отчетности, которая не требует участия акционеров в оперативном управлении, но делает бизнес компании прозрачным и подконтрольным для них; 2. Преобразование "стратегического видения" компании в план конкретных действий ее менеджеров; 3. Построение системы показателей, позволяющей объективно оценивать как результат деятельности компании, так и ее перспективы.
Первый, черновой, вариант стратегической карты с набором показателей появился в конце мая, окончательный - в июле 2003 года. Во время утверждения и согласования перечня показателей акционеры, топ-менеджеры компании, руководители отделов и направлений смогли убедиться в том, что представленный список действительно отражает сбалансированный подход к управлению Computer Mechanics и ничего важного не упущено.
Следующим шагом стало детальное описание показателей и соответствующих процедур. Весь бизнес и стратегия Computer Mechanics были структурированы в 13 групп индикаторов. Каждая из групп подверглась детальному анализу, для каждого показателя были разработаны процедуры сбора информации и назначены менеджеры, ответственные за исполнение этих процедур.
В результате система создана, но объявлять ее окончательной представители компании-заказчика считают преждевременным.
Андрей Гусев, председатель Совета директоров Computer Mechanics, отмечает: "Я с маниакальной последовательностью повторяю всем и каждому, что показатели могут измениться. В ходе реальной деятельности мы поймем, от чего следует отказаться, а что необходимо детализировать. Конечно, чем меньшее число показателей объективно отражает жизнь фирмы, тем лучше. Но пока мы просто не знаем, какая степень детализации оптимальна, какие из показателей приживутся и станут ключевыми".
Главным достижением проекта Андрей Гусев считает вовлеченность персонала в обсуждение реализации стратегических планов: "Работая с показателями, люди понимают, куда хочет двигаться компания, какие элементы бизнеса требуют повышенного внимания. В ходе проекта была создана система постоянного информирования персонала о стратегических задачах, конструктивный "климат перемен"".
По словам председателя Совета директоров, уже заметны сдвиги в отношениях между сотрудниками и дирекцией. Сам факт положительного влияния управленческих решений на показатели является важным свидетельством правильности этих решений.
Андрей Гершун, управляющий партнер МАГ КОНСАЛТИНГ, добавляет: "Внедрение сбалансированной системы показателей не может просто взять и закончиться в определенный день. Это стратегический процесс, который идет постоянно, как ведение учета или бюджетирование. Стратегия и показатели корректируются в соответствии с изменениями в окружающем мире. Средним компаниям стоит анализировать эффективность показателей раз в полгода, крупным - раз в год". < ?одной помощью с или вслепую самолетом управлять пытающегося пилота, роли избежать руководителю помогает показателей системы сбалансированной Использование самолетом?. реактивным управлению сродни конкуренцией жесткой условиях в организацией сложной современной ?руководство Р.Каплан, и Д.Нортон показателей? система ?Сбалансированная книге своей заметили образно>
М.Правдина
|